Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Оснащение армии. Между коррупционерами и мафией

Оснащение армии. Между коррупционерами и мафией

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Оснащение армии. Между коррупционерами и мафией В феврале далекого 2005 года Украина в десятый раз принимала участие в международной выставке вооружений IDEX. Тогда редакция «Подробностей» озаглавила свой сюжет так: «Украина на оружейном гребне. Надолго ли?».
 

В те годы наша оборонная промышленность действительно ворвалась со своими товарами на международные рынки, а заодно и вошла в десятку крупнейших мировых экспортеров оружия. На тот момент уже остался позади «кольчужный» скандал, еще далек был скандал с поставками вооружения воюющей Грузии. И, уж конечно, «родное» Минобороны было тогда одним из наименьших по объемам поставок заказчиков, иллюстрируя пока что первую часть высказывания о тех, кто «не хочет кормить свою армию».

 

 

Пожалуй, при нашем интеллектуальном потенциале не стоит удивляться тому, что еще 11 лет назад на международной выставке украинский ВПК демонстрировал передовые наработки в тех направлениях, которые сейчас считаются уже обязательными к применению в современных армиях мира: например, беспилотные летательные аппараты.

 

 

Экспорт произведенного в Украине вооружения и по сей день идет полным ходом. В 2015 году, к примеру, «Укроборонпром» заключил экспортных контрактов почти на 1,5 млрд долл., а «Укрспецэкспорт» (специализируется на экспорте-импорте военной продукции) и его дочерние компании получили более 2 млрд грн дохода. Сама Украина тем временем просит и требует у своих зарубежных партнеров поставок летального оружия...

 

Свой Javelin

 

 

Один из главных видов летального оружия, которое украинские власти и активисты «настойчиво просят» у Запада – Javelin, американские противотанковые ракетные комплексы, повсеместно признаваемые лучшими в своем роде. Считается, что это современное универсальное вооружение могло бы дать значительное преимущество украинским бойцам на Донбассе. При этом заметим, ПТРК предназначен и для нанесения ударов по бункерам и дотам, т.е. может применяться и при наступлении.

 

 

Открытые источники говорят, что разработка этого комплекса обошлась в 5 млрд долл. Сумма немалая, но все же посильная, если учесть, что «на выходе» мы получаем оружие, на которое равняется полмира, и, главное, которое способно держать в страхе мобильные части противника.

Тем более, разработки длятся не год и не два – эту сумму можно будет разделить на несколько годовых бюджетов. (Ну и, будем надеяться, людей, считающих, что оборону страны не следует планировать на 5, 10 ли 20 лет вперед, уже не осталось?).

 

 

Откуда все-таки взять необходимую сумму? Давайте еще раз посмотрим на доходы и прибыли отечественных госкомпаний от экспорта вооружений. Ведь мы в случае с ВПК продаем что-то ненужное, чтобы купить что-то нужное, разве не так? Это не говоря уже об иных полях для финансовых маневров (НБУ занимает коммерческим банкам как раз столько средств, сколько хватило бы на небольшое направление в науке создания вооружения).

 

 

ПОЗИЦИЯ в свое время уже отмечала, что заявленный «оборонный» бюджет, размером в 5% ВВП (что якобы является для нашей страны рекордом), на самом деле является бюджетом всего «силового» блока, включая, например, содержание аппарата СНБО. Реальные бюджетные расходы на боевые соединения – примерно вдвое меньше. Это совсем мало как для воюющей страны и ставит нас в один ряд с «беспечными» странами центральной Европы.

 

 

При этом на развитие техники и вооружений правительство заложило и вовсе менее 5 млрд грн.

 

 

А тем временем с другой стороны «донбасского фронта» случайные свидетели замечают, а иногда даже фиксируют присутствие техники, которая только-только поступила на вооружение одной только российской армии, то есть является суперсовременной.

 

Народ и армия едины

 

 

Для многих, как их успели назвать, адептов «Секты свидетелей Javelin», будет неожиданностью узнать, что существует и украинский (точнее, украинско-беларуский) ПТРК, в отличие от своего американского собрата разработанный не в середине 90-х, а в 2011 году. По некоторым характеристикам (конечно, как диванные эксперты можем судить лишь о формальных данных), «украинец» на голову превосходит «коллегу». По крайней мере, уж точно имеем базу, на которой можно создавать еще более современное орудие.

 

 

Всем этим парадоксальным явлениям в украинском ВПК есть объяснения. Не поверите, но это – снова коррупция. Волонтер Юрий Касьянов прямо называет «Укроборонпром» «коррупционным монстром», требуя его ликвидации. Он, как и многие другие соотечественники, не раз писал о том, что военные госзаказы обходят стороной украинские разработки: последние... слишком дешевы, а значит на них много не украдешь. СМИ, в т.ч. международные (та же OCCRP, которая участвовала в раскрытии «панамских документов»), связывают «Укрспецэкспорт» и других легальных торговцев оружием с постсоветстского пространства с реальными мафиози, чья международная деятельность имеет мало общего с законностью. А президент тем временем не устает называть армию народной, хотя бы иносказательно, двусмысленно подтверждая, что из государственного бюджета армия получает куда меньше, чем должна была.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

Источник Позиция