Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Митрополит ОНУФРИЙ: «В Церкви Господь учит нас взаимному терпению и любви»

Митрополит ОНУФРИЙ: «В Церкви Господь учит нас взаимному терпению и любви»

Категорія: Позиція » Статті » Культура
Митрополит ОНУФРИЙ: «В Церкви Господь учит нас взаимному терпению и любви» Нынешнюю жизнь в Украине легкой не назовешь. В силу политической и экономической нестабильности, большинство простых людей оказались перед необходимостью выживания. И зачастую именноCвятая Православная Церковь, подобно спасительному кораблю, не дает погибнуть им в бущующем житейском море. Она дарует надежду и силы двигаться дальше. В связи с этим ПОЗИЦИЯ подготовила цикл материалов, посвященный вопросам укрепления веры и духа.
 

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью, которое дал нашей газете Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

 

 

– Ваше Блаженство, в настоящий момент Украинская Православная Церковь находится в очень сложной ситуации. Это постоянная дискредитация в прессе и глазах общественности, попытки, а в некоторых случаях и захваты храмов. Как вы оцениваете такое положение вещей? Ведь Бог поругаем не бывает…

 

– Да, действительно, сегодня Украинская Православная Церковь находится в скорбях и испытаниях. Но ведь Господь нам другой жизни не обещал. Господь сказал Своим последователям: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16. 33). Если посмотреть на историю Церкви, то она изобилует гонениями, преследованиями, притеснениями и другими испытаниями, которые Господь попускал Своим последователям для их духовного возрастания и укрепления.

 

Конечно, наши скорби по сравнению со скорбями, которые Церковь Христова претерпевала первые триста лет от своего основания – это ничто. Тогда членов Церкви просто физически уничтожали, а нас сегодня только ругают и несправделиво обвиняют. Это маленькие испытания нашей любви и терпения. Мы ни на кого не обижаемся. Мы молимся за тех, кто, по своему недопониманию природы Церкви,хочет внести свои коррективы в Ее жизнь, хочет, чтобы Церковь стала подобна какой-то политической партии или объединению. Мы с любовью напоминаем таким людям, что так быть не может. Христос открыл двери Церкви для всех народов, независимо от их расовой принадлежности и их политических предпочтений. В Церкви Господь учит нас взаимному терпению и любви.

 

– Сегодня в украинском обществе многие духовно дезориентированы. Молодежи – еще сложнее. Однако уверившая молодежь тоже есть. Как бы вы посоветовали таким ребятам выстраивать свои взаимоотношения с привычным для них кругом общения, учитывая весь тот негатив, который есть сегодня в обществе к Украинской Православной Церкви?

 

– Обильный и мощный поток информации самого различного рода сегодня колеблет умы и сердца многих людей. Этот поток нужной и ненужной, полезной и вредной информации имеет целью дезориентировать человека. Молодежи в этом положении сложнее, потому что главным свойством молодости есть пытливость ума. Молодой хочет все узнать, все испытать. Думаю, что всем нам – и молодым, и старым нужно помнить, что у каждого человека есть своя духовная мера восприятия информации. Кроме того, каждый человек, особенно молодой, должен читать святое Евангелие и творения святых Отцов, должен молиться, поститься и делать добрые дела. Эти духовные упражнения просветляют ум человека, делают его духовным цензором, который дает правильную оценку потоку поступаемой информации и подсказывает человеку, что из этой информации нужно принимать, а от чего отвращаться. Нашей Церковной молодежи хотел бы посоветовать, спокойно сохраняя свои православные убеждения, все терпеть и всех любить, любить даже тех, с кем ваши взгляды полярно расходятся и кто по своей духовной неопытности враждует против вас. Поступая так, мы будем понижать градус негатива, который сегодня нагнетается в обществе в отношении Украинской Православной Церкви.

 

Как, по вашему мнению, можно перебороть те негативные стереотипы, связанные с Церковью, духовенством и так далее, которые сегодня бытуют в представлении многих обывателей – дорогие машины священнослужителей, будто бы завышенные цены на церковную утварь, требы и тому подобное?

 

– В любом человеческом обществе есть люди примерные и непримерные. И в Церкви есть разные священнослужители: совершенные и менее совершенные, более усердные и менее усердные, более красноречивые и менее красноречивые. Негативные стереотипы, как правило, берутся из примеров поведения менее совершенных и менее усердных священнослужителей. Кроме того, эти «несовершенства» часто утрируются и смешиваются со всякими домыслами. Я бы хотел попросить тех, кто внимательно следит за ошибками священников и разглашает их из рода в род, не делать этого хотя бы по двум причинам. Во-первых, если бы против нас так боролся дьявол, как он борется против священства, то мы бы поступили намного хуже, нежели поступил священик, которого мы критикуем. А во-вторых, священник, упавший во грех, в одну ночь покаялся и Бог простил его, а мы его продолжаем поносить. Мы что, выше Бога?

 

А насчет дорогих автомобилей и завышенных цен в храмах скажу следующее: опыт показывет, что для тех, кто хочет найти изъян в священнике и Православной Церкви, причина всегда найдется. Сегодня он искушается тем, что батюшка едет на дорогом автомобиле, а завтра он искусится, если увидит этого батюшку, едущем на осле, и скажет: вот какая плохая православная вера, что батюшка в ней не смог заработать даже на машину.

О Церковных ценах обычно говорят те, кто ничего не жертвуют на храм. Я не исключаю того, что где-то бывают перегибы и в машинах, и в церковных ценах, но в подавляющем большинстве эти цены сообразовываются и с хозяйственно-строительными работами, которые производятся в храме, и цены устанавливаются такие, чтобы можно было в материальном плане свести концы с концами.

 

– Ваше Блаженство, с 18 по 26 июня нынешнего года на Крите состоялся Всеправославный собор. Именно так его назвали СМИ, хотя представители ряда Церквей в нем не участвовали. Пока шло мероприятие, активно муссировался украинский вопрос. С вашей точки зрения, влияние каких факторов необходимо, чтобы преодолеть церковный раскол, который уже много лет терзает нашу страну? Как вы считаете, объединение Церквей в Украине все-таки возможно?

 

– Собор на Крите не является Всеправославным, а просто – Православным, потому что не все Православные Церкви присутствовали на нем. Раскол Православия в Украине на этом Соборе не обсуждался. Для нас, украинцев, это больной вопрос, но у других Церквей есть свои расколы, и они болеют за них больше, чем за нас. К сожалению, сегодня время ересей и расколов, которые создаются искусственно. Расколы появляются тогда, когда политики вмешиваются в жизнь Церкви. Следовательно, для того чтобы устранить Церковный раскол, необходимо, чтобы политики перестали вторгаться в Церковную жизнь, и чем меньше они будут мешать Христу управлять Своей Церковью, тем быстрее Христос всех нас объединит. Иного пути к единству нет. Дай Бог, чтобы мы, православные в Украине, это уразумели и вверили себя Христу. Тогда будет все хорошо.

 

– Сегодня обществу вместо канонического Православия сверху активно навязывается некая квази-патриотическая религия, под названием Киевский патриархат. На ваш взгляд, где проходит грань между патриотизмом и национализмом?

В истории человечества было много примеров, когда сильные мира сего, для того чтобы еще более себя укрепить, пытались сделать свою религию, как это было и Израильском царстве при пророке Илии, или создать национальную Церковь, или как ее называли «церковь крови», как это было задумано Гитлером. Но все это ушло в историю и имеет для нас значение только как хороший урок. Сегодня некоторые политики, играя на национальных чувствах, хотели бы построить соответствующую Церковь в Украине, несправедливо обвиняя нашу Церковь в непатриотизме. По этому поводу хотел бы сказать, что наша Церковь патриотична, но не националистична, мы – патриоты, но не националисты.

 

Какая разница между патриотизмом и национализмом? Патриот – это тот, кто любит свою землю, свой народ и хочет, чтобы все покорились Богу, и делали то, что Бог считает справедливым и полезным. А националист – это тот, кто тоже по-своему любит свою землю и свой народ, но хочет Бога покорить себе, чтобы Господь делал то, что, как человеку кажется, является справедливым и полезным. Патриот служит Богу, а националист хочет заставить Бога служить себе. Искренне желаю, чтобы все украинцы были патриотами, а кто этого еще не понимает, молюсь, чтобы Господь умудрил его.

 

– С 9 по 27 июля нынешнего года прошел Всеукраинский крестный ход мира. В чем, по вашему мнению, заключается его главное значение для Украины?

– Крестный ход, который совершался по нашей Украинской земле с 9 по 27 июля 2016 года имел единственную цель – молитва за единство Украины, за мир на нашей земле, за любовь и взаимное терпение между нами. Крестный ход начался с востока из Святогорской Лавры (Донецкая область) и с запада из Почаевской Лавры (Тернопольская область), в столице нашей Родины эти два молитвенных шествия объединились. Мы молились за всю Украину, за Церковь, за властей, за простой народ и просили у Бога благословения. Мы просим у Бога того, чего не можем сделать мы, немощные люди – благодатного мира, и мы верим, что Господь услышит нас.

 

– Ваше Блаженство, в завершение нашей беседы, что бы вы хотели пожелать сегодня всем читателям газеты ПОЗИЦИЯ, всем жителям Запорожского края?

Всем верным чадам Украинской Православной Церкви, живущим на Запорожской земле и за ее пределами, желаю здравия, спасения и мира. Живите по заповедям Христовым и Христос, наш Спаситель и Господь, всегда будет с Вами.

 

Олег ВАЛИК

 

Источник Позиция