Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Минск-2». Дорожная карта или карта бездорожья?

«Минск-2». Дорожная карта или карта бездорожья?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
«Минск-2». Дорожная карта или карта бездорожья? Минским соглашениям – более полутора лет. Однако на Донбассе до конца не выполнены даже их базовые требования. В то же время «Минск-2» предусматривает последовательное выполнение большинства пунктов: пока не выполнен один, следующий выполнить невозможно или бессмысленно.
 

«Шел второй год перемирия и прекращения огня. За сутки насчитали всего полторы сотни обстрелов». Так, пожалуй, могла бы начинаться или заканчиваться какая-нибудь антивоенная повесть. К сожалению, эти два тезиса, вроде бы противоречащие друг другу, описывают настоящее положение дел на Донбассе. Буквально 8 сентября Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине зафиксировала 139 взрывов на территории Донецкой области (члены миссии работают по обе стороны линии столкновения). А тем временем срок с момента подписания вторых Минских соглашений, так называемого «Минска-2», уже перевалил за полтора года. Первым же пунктом тех соглашений – даже первыми же словами – было «незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня». О дате «15 февраля 2015 года», также указанной в первом пункте, никто уже, конечно, не вспоминает.

 

 

Худой мир

 

 

«Минск-2» – о котором в СМИ говорят больше, чем его читают – при всех недостатках остается не то что бы лучшим, но единственным (!) документом, который может служить «рамкой» или, как модно сейчас говорить, «дорожной картой» для урегулирования конфликта на Донбассе. Во всяком случае, на него ссылаются в Киеве, Москве, Европе, США и так называемых «народных республиках».

 

 

И в то же самое время Минские соглашения являются по факту совершенно ничтожными. Последнее – это обычный юридический термин, означающий «необязательные к исполнению». Исчерпывающее объяснение.

 

 

Как мы уже отметили выше, стороны только продвинулись по первому пункту и совсем немного по второму, который предполагает отвод тяжелого вооружения. Без всякой иронии, уже это является большим достижением: при всех нарушениях перемирия нынешняя ситуация намного лучше той, когда ежедневный счет погибших идет на десятки и сотни.

 

 

Однако проблемы с выполнением первых двух пунктов оставляют слишком много шансов для возобновления «горячей» стадии войны.

 

 

Если с таким трудом выполняются наиболее простые и базовые требования, то можем себе представить, сколько времени и сил потребует реализация остальных условий «Минска-2». Пункты 4–6 предполагают немедленное начало «диалога» о выборах на Донбассе и формирование решением ВР «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», амнистию участникам конфликта, обмен пленными «всех на всех». Напомним, что один только вопрос «ОРДиЛО» в парламентской повестке дня в прошлом году спровоцировал кровавое побоище под Радой.

 

 

Чужие среди своих

 

 

Дальше – больше. Пункты 8–10 Минских соглашений предполагают восстановление на территориях, подконтрольных ныне «ДНР-ЛНР» украинской банковской системы; установление Украиной контроля над всей границей с РФ; вывод «иностранных вооруженных формирований» и техники. Именно в такой последовательности! А возврат контроля над границей, что бы там ни говорили сомнительные «эксперты», предполагается на первый день после местных выборов в «отдельных районах». Обращаем внимание: после (!) выборов.

 

 

То есть и возврат Донбасса в украинскую финансовою систему, и проведение выборов (как нас уверяют, по украинским законам и даже с украинскими партиями) «Минск-2» предполагает осуществить с открытой границей между «ДНР-ЛНР» и Россией, в присутствии иностранных вооруженных сил, фактически только под гарантии властей «отдельных районов».

 

 

Такой сценарий невероятен в принципе, по крайней мере в таком формате, который устроит Украину и тем более «партию войны»: формальное-то соблюдение всех пунктов можно обеспечить, только реальное отличие от нынешнего положения дел по ту сторону фронта будет невелико. Напомним, что все вышеперечисленные условия во вполне определенной последовательности подписал нынешний президент Украины. Т.е. он со всем этим согласен.

 

 

Но даже если все выше сказанное удастся реализовать, да еще и в указанной последовательности, на этом выполнение «Минска-2» не закончится – и Украину по соглашениям будет ждать масштабная конституционная реформа не только с федерализацией, но и с широчайшими полномочиями «ОРДиЛО», включая согласование важных законопроектов, персоналий судей и прокуроров на местах; создание «народной милиции».

 

 

О специфическом отношении к этим требованиям Минских соглашений можно судить по тому, как уже сейчас с этой стороны размышляют, как бы в будущем «не слышать Донбасс» хотя бы во внешней политике, а с той стороны – как в свою будущую «народную милицию» оформить танки, артиллерию, «грады»...

 

 

В дальнейшем на страницах ПОЗИЦИИ мы рассмотрим и такой аспект Минских соглашений как их... легитимность. Да, «Минску-2» создали образ панацеи для Донбасса, воздействию которой якобы мешают лишь «политиканы» и «ястребы» из различных столиц. Хотя некоторые нюансы переговоров и подписания документов в столице Беларуси обесценивают соглашения уже сейчас и закладывают под них бомбу на будущее.

 

Дмитрий ЕГОРОВ