Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Тарифы. Бердянск безнадежный

Тарифы. Бердянск безнадежный

Категорія: Економіка, Регіон
Тарифы. Бердянск безнадежный В условиях тяжелого экономического положения важное значение приобретает работа по стабилизации тарифов, приведение их к экономически обоснованному уровню.
 

Ведь что хочет рядовой гражданин – чтобы зарплата или пенсия были как можно выше, а цены и, соответственно, тарифы – как можно ниже. Поддержать такое желание людей во многом должны местные власти. Мы решили выяснить, как обстоят дела в вопросах тарифообразования в курортном Бердянске. Но когда руководитель пресс-службы Бердянского горисполкома услышала, какие вопросы корреспондент нашей газеты собирается задавать на информационных днях, проводимых мэрией города, тут же стала убеждать в бесполезности этой затеи, мотивируя тем, что «все тарифы устанавливают в Киеве».

 

 

Однако это заблуждение. Многие думают, что если стоимость на электрику, тепло и воду действительно устанавливают централизовано, то этим и исчерпывается вся работа по тарифам, а местная власть действительно ни при чем. На самом деле, если знать, что тариф – это цена услуги производственного или непроизводственного характера, которые оказывают различные предприятия и организации, то становится понятным, что это должна быть значительная часть общей работы местной власти. При этом мы не должны забывать главный закон рыночной экономики: во главе угла должны стоять интересы потребителя – они первичны.

 

 

Головной болью для городской власти за последние несколько лет была проблема вывоза твердых бытовых отходов (ТБО), и обостряется она по мере увеличения наплыва отдыхающих. Предыдущий мэр пытался решить эту проблему. Сначала по расчетам некоего «института» была увеличена норма накопление мусора, от которой напрямую зависит тариф на вывоз ТБО, затем задействована так называемая «пакетная система» сбора мусора. Введена она была лишь в микрорайонах, непосредственно примыкающих к морю, жители которых и занимаются в основном курортно-гостиничным бизнесом. Однако через два года из-за недоработок в организации «пакетной системы» ежегодный недобор средств коммунальным предприятием «Бердянскэкотранс» по разным данным составил от 700 тыс. грн до 1 млн грн. Кроме того, горсовету пришлось выделять дополнительно значительные средства на ликвидацию стихийных свалок: нерадивые жители с целью экономии ночью вывозили мусор в другие районы города, в посадки и камыши, лишь бы не тратиться на довольно дорогие пакеты. Но основной причиной недобора средств стали завышенные нормы накопления: все-таки подавляющее большинство горожан выбрасывало мусор в «экотрансовских» пакетах, а это достаточно точный показатель реальной нормы накопления мусора. И именно более-менее точный учет объемов выбрасываемого мусора привел коммунальное предприятие по сбору мусора к значительному недобору средств и, в конечном итоге, обострил «мусорную» проблему.

 

Неспособность решить вопрос вывоза ТБО в городе стал одним из главных упреков к предыдущей власти. Однако и надежды на новых руководителей города пока не оправдываются. Вместо анализа проблемы и быстрого решения достаточно простого вопроса нынешняя власть пошла по накатанному пути, планируя очередное увеличение нормы накопления мусора и, соответственно, тарифа. Многие жители уже поняли, к чему все идет, и задают властям вполне резонный вопрос: почему они должны в такой же мере платить за мусор наряду с теми, кто в приморских районах города летом держит десятки отдыхающих, а оплачивают только за прописанных 1–2-х хозяев таких частных гостиниц? Для сравнения: нормы накопления в Бердянске в среднем выше, чем в других городах Украины на 40–60%, а по расчетам некоторых представителей общественности еще больше – в 2 раза.

 

 

Решается же «мусорная» проблема на основании приказа МинЖКХ, изданного еще в 2010 году, которым утверждены правила определения норм предоставления услуг по вывозу ТБО, где источником их образования для гостиниц утверждаетсяодно место. В этом случае в курортный сезон, а это три месяца лета как минимум, хозяин гостиницы – фактический предприниматель, будет оплачивать не только лишь за прописанных по адресу частной гостиницы, а и за все гостиничные места, т.е. фактически отдыхающих.

 

 

Тот, кто бывал в Бердянске, знает, что буквально в каждом дворе курортныхрайонов города – Слободке, Песках, Лисках и частично Колонии – построены одно- и двухэтажные дома котеджного типа для приема отдыхающих. Емкость таких мини-гостиниц составляет от 10 до 80 и больше мест. По официальным данным в этом году в Бердянске отдохнуло до 1,5 млн человек. Расчет показывает, что городское коммунальное предприятие по вывозу мусора потеряло за прошедшее лето около 3–4 млн грн, хотя точная цифра может быть и больше после инвентаризации всех мини-гостиниц. Ответственность за это лежит на руководителях города, которые должны были создать необходимые организационно-правовые условия для эффективной работы в данном направлении, ведь нынешняя власть проработала до начала летнего сезона полгода, и этого времени вполне было достаточно для решения «мусорной» проблемы. В результате – потеря больших финансовых средств, которые могли бы значительно улучшить техническую оснащенность предприятия, невозможность набрать дополнительное количество дворников с достойной зарплатой и тем самым решить проблему уборки мусора во всех микрорайонах города, а не только в центре. И самое главное – не надо повышать тариф на вывоз мусора для всех жителей города, 90% которых к летнему курортно-гостиничному бизнесу отношения не имеют.

 

 

Здесь нельзя обойти вниманием и такой вопрос как налогообложение граждан, сдающих жилье отдыхающим. У нас есть расхожая пословица о том, что в чужой карман заглядывать, по меньшей мере, некрасиво, хотя стремимся мы в сообщество развитых стран, где такие вещи не только приняты, но и приветствуются, поощряются – во многом из-за этого и коррупции у них меньше. Так вот, доход «готельеров» за летний сезон колеблется от 60 тыс. грн (если он сдает жилье 10-ти отдыхающим) до 500 тыс. (если отдыхающих 80). При этом платят летом такие «предприниматели» за воду и свет как население, за мусор – за 1–2-х человек, да еще субсидию получают! Для примера, сегодня в Крыму российские власти немедленно запретили деятельность, связанную со сдачей жилья отдыхающим, но в дальнейшем, если соответствующее жилье прошло сертификацию и решился вопрос тарифов и уплаты налогов, то деятельность крымских мини-гостиниц возобновлялась. Если верить официальной статистике о количестве отдыхающих в Бердянске, то за нынешний сезон владельцы так называемых мини-гостиниц, которые еще в обиходе называют «курятниками» (видимо, за уровень комфорта многих из них), получили, в общем, доход 400–500 миллионов гривен. Но полученные в бюджет за эту деятельность налоговые поступления, насколько известно, составляют просто копейки. Сами догадайтесь, уважаемые читатели, кто конкретно имеет немалый финансовый интерес при таком положении дел и кто этот порядок организует.

 

Работает ли нынешняя власть в сфере тарифообразования по другим услугам, тоже большой вопрос. Взять, например, пассажироперевозки в маршрутных такси. Здесь достаточно сказать, что в соответствии с украинским законодательством основным показателем для расчета тарифа является величина пассажиропотока. Насколько известно, уже много лет в городе никаких обследований маршрутов никто не делал, а если составленные в тиши чиновных кабинетов некие «коэффициенты» выдаются за результаты обследований, то это элементарное очковтирательство. Кроме того, у жителей города вызывает удивление, что стоимость проезда такая же или даже выше, чем в других городах Украины, хотя город небольшой, протяженность автобусных маршрутов невелика и за проезд на 1–2 остановки, а это 200–300 метров, взимают такую же плату, как и за весь маршрут – 4 грн.

 

 

Несмотря на отсутствие обоснованных данных для установления тарифов на проезд в общественном транспорте, ежегодно перевозчики перед летним сезоном начинают требовать от горисполкома их повышения. В прошлом году по причине предстоящих осенью местных выборов горисполком не допустил роста стоимости проезда, в нынешнем же году новая власть уже выделила два миллиона гривен из местного бюджета на компенсацию за перевозку льготников. Этой дотацией летом, кстати, в полном объеме воспользовались льготные категории отдыхающих. Но главное здесь другое: как и раньше, когда были компенсации из госбюджета, так и сейчас – непонятно, каким образом можно определить, кто и сколько перевез льготников и какова конкретная величина возмещений каждому из предпринимателей, обслуживающих конкретный маршрут, если в подавляющем большинстве автобусов билеты не реализуются и, таким образом, неизвестно количество перевезенных льготников?

Количество услуг производственного и непроизводственного характера, на величину тарифа которых есть механизмы влияния у любой местной власти, весьма значительные. В Бердянске таких услуг тоже немало. Например, тарифы на водо- и теплоснабжение устанавливаются в Киеве, однако все документы, направляемые в НКРЭКУ, подписываются и отправляются горисполкомом. За все это время хоть кто-либо из прежних или нынешних властей обратил внимание, что в Бердянске тарифы на то же тепло выше не только чем в более холодном зимой Запорожье, но и в Сумской, Харьковской, Черниговской областях, где изотерма января в 2 раза превышает соответствующий показатель в Запорожской обл. и в 2,5 раза бердянский?

 

 

Но на вопросы относительно таких тарифов, которые задавались мэру и его заместителям на регулярно проводимых горисполкомом информационных днях, убедительных ответов получено не было, а некоторые из них ставили руководителей города в тупик. Отсюда безутешный вывод – деятельность местной власти по вопросам тарифообразования если и есть, то только односторонняя – в сторону увеличения, мол, чуть что – или Киев виноват, или люди все стерпят, или, в конце концов, мы – власть, и кто с нами посмеет спорить…

 

 

Такое стремление решить тарифные проблемы только за счет простых горожан-потребителей, во-первых, противоречит рыночным принципам, что само по себе является крайне отрицательным показателем работы, во-вторых, покрывает неэффективность коммунальных предприятий и бесхозяйственность их менеджмента.

 

 

В условиях фактически идущей децентрализации определяющее значение приобретают компетентность местной власти, ее нацеленность на решение социально-экономических задач в интересах всего населения с целью его поддержки в условиях нынешнего тяжелого положения в экономике. Явно недостаточная работа с тарифами, нерасторопность власти в конечном итоге приведет к определенным политическим последствиям – потери доверия горожан к самой власти. Ныне городское руководство убеждает жителей, что все идет хорошо и Бердянск движется в правильном направлении, хотя среди горожан много тех, кто считает, что город сейчас напоминает велосипедиста, который старается ехать и изо всех сил жмет на педали, но велосипед стоит на месте – колеса украли, а вместо них кирпичи.

 

Вадим СКОРИК

 

Источник Позиция