Рекордный урожай зерновых не особо радует украинских
аграриев и причина тому низкая мировая цена на пшеницу, ячмень и
кукурузу. Если
в прошлом году благодаря продаже зерна за рубеж отечественным фермерским
хозяйствам и зернотрейдерам удалось заработать более $10 млрд., то
повторить
этот показатель в текущем маркетинговом году будет очень сложно.
Этот сезон предоставил Украине очередной шанс окончательно закрепить за
собой статус мирового лидера по торговле зерном. И аграрии страны его
использовали, по приблизительным расчетам валовый сбор зерновых в этом году
составит 62-63 миллиона тонн, это почти на 4 миллиона тонн больше чем годом
ранее.
Радует и тот факт что преимущественное большинство пшеницы высокого
качества, кризис в животноводстве стал следствием падения внутреннего
потребления зерна, а это только увеличит
его продажи за рубеж. Ориентировочно
Украина продаст за рубеж не менее 40 миллионов тонн зерна и благодаря этому АПК
станет лидером среди отраслей зарабатывающих для страны драгоценную валюту.
Низкая мировая цена на зерно сформировалась из-за хороших урожаев в России и
США, Австралии и Бразилии, Канаде и Казахстане, всего по всему миру будет
намолочено около 744 миллионов тонн зерна и это очень высокий показатель. Кроме
того повлияла на стоимость аграрной продукции и дешевая нефть, которая стала
причиной удешевления всех без исключения сырьевых товаров.
По состоянию на сегодняшний день за пшеницу 2 класса в Украине предлагают 166$, 3 класса – 162$, кукуруза
стоит около 165$ за тонну, цена подсолнечника выросла до почти 400$ за тонну,
еще дороже соя, за нее дают 420$. Эти цены являются самыми низкими за последние
10 лет, они примерно на 10% ниже прошлогодних.В то же время эксперты говорят что цены достигли минимума и в ближайшие
месяцы могут немного подрасти.
Это не очень радует отечественных зернотрейдоров, ведь отгрузки надо
производить в любом случае этого требуют взятые на себя обязательства в виде
фьючерсных и форвардных контрактов. Тревогу забили в украинской зерновой
ассоциации, там заявили что выполнение экспортные поставок под угрозой срыва и
причиной тому ужасная транспортная инфраструктура.
Касается это в первую очередь железнодорожного транспорта, "Укрзализныця” уже несколько лет практически не обновляет
свой подвижной состав, ситуация с вагонами-зерновозами просто критическая.
Автомобильные дороги Украины не ремонтируются, что сделало многие из них не
пригодными для транспортировки, кроме того чиновники начали активно бороться с
перегрузом фур загруженных зерном. А только в этом году в порты Украины нужно
доставить около 13 миллионов тонн зерна и теперь перевозчикам придется
увеличить количество ходок и потратить на это гораздо больше времени и денег.