Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Александр КОЗЫРЯЦКИЙ: «ЕГСМ – ключ к энергоэффективности страны»

Александр КОЗЫРЯЦКИЙ: «ЕГСМ – ключ к энергоэффективности страны»

Категорія: Регіон, Реформи
Александр КОЗЫРЯЦКИЙ: «ЕГСМ – ключ к энергоэффективности страны» В глубоком реформировании энергетического сектора экономики Украина нуждается, пожалуй, все 25 лет своей независимости. Однако эффективность шагов, которые сегодня предпринимает правительство, направленных на создание прозрачного рынка энергоресурсов, у многих специалистов вызывают серьезные сомнения.
 

Одобрено решение о единой цене на газ. Осталось только сломать монополию на рынке энергоресурсов.

 

 

Для того чтобы что-то действительно изменить, Верховной Раде и Кабмину придется принять решение, которое больно ударит по интересам определенного круга лиц. А именно, одобрить закон «О Единой государственной системе мониторинга производства, снабжения, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги». Этот законопроект восемь раз выносился на рассмотрение народных избранников, и дважды принимался в первом чтении конституционным большинством.

 

 

Напомним, что ЕГСМ была разработана еще в 2006 году, по рекомендации Президиума НАН Украины и поручению действующего на то время правительства.

 

Сегодня ПОЗИЦИЯ предлагает вашему вниманию интервью одного из членов группы разработчиков Единой системы мониторинга энергоресурсов Украины Александра Козыряцкого, которое он дал программе «Сфера интересов», выходящей на ТРК «Алекс» и кореспонденту ПОЗИЦИИ.

 

– По вашему мнению, правильно ли сегодня правительство реформирует энергетический сектор? Какую позицию по данному вопросу занимает группа, которую вы представляете?

– Двух мнений здесь быть не может. Совершенно никакого реформирования не происходит. С 1 сентября в очередной раз выросли тарифы на электроэнергию… У правительства, по-прежнему, нет желания повернуться лицом к своему народу и перечитать Конституцию, где написано, что каждый украинец должен иметь возможность оплачивать жилищно-коммунальные услуги в размере, не превышающем 15% от свого дохода. А заодно и Закон Украины «О Жилищно-коммунальных услугах». Он регламентирует, что тарифы должны быть прозрачными и понятными.

 

– Но власть же говорит, что для людей есть субсидии?

– Субсидия – это миф. Следует понимать, что сначала эти средства нужно где-то взять, а потом кому-то отдать. Берутся они из карманов украинцев, а отдаются поставщикам, которые на сегодня представляют олигархические монополии. При выплате субсидии, государство отдает средства за потребленные рядовыми украинцами энергоресурсы, поставщикам. Эти деньги выделяются из бюджета страны. После чего они, проходя мимо экономики Украины, ложатся на счета поставщиков энергоресурсов. Так как система налогообложения в стране, мягко говоря, несовершенна, далее, через фирмы эти финансы уходять за границу, в офшоры.

 

– Не так давно появилась информация, что будто бы энергетическая реформа – это введение единой цены на газ…

– Это безответственное заявление, если не сказать – глупое. Даже те страны, которые не имеют своих собственных энергоресурсов, и то так не ведут дела в данной сфере. Должен присутствовать рынок-опт, который регламентирует, кому и сколько дать того же газа, и по какой цене. Так создается прозрачный рынок. Собственно говоря, его формирование и является стратегической целью внедрения ЕГСМ. В Европе, где действует Энергетическая хартия из трех пакетов, дела обстоят несравнимо лучше. К слову, третий пакет защищает права конечного потребителя. Его подписание является необходимым условием для принятия Украины в ЕС. Нежелание определенных лиц и кругов, чтобы наша страна сделала этот шаг – влечет за собоймножество проблем. Хотя, в той же Европе успешно работает энергетический ПУЛ, в Германии – ХАБ. Их основополагающая идея – ЕГСМ.

 

– Объясните простым языком, что такое рынок газа?

– А разве он чем-то отличается от привычного нам, продуктового? В энергетическом секторе действуют такие же законы. Вы берете средства, и отправляетесь на рынок, где приобретаете нужное вам на объекте, а не у субъекта – фирмы-прокладки. Поясню. Объект на сегодняшний день – это котельная, которая производит тепло и горячую воду согласно техпаспорта. Исходя из данных, указанных в нем, мы понимаем, сколько энергоресурсов расходует котельная для производства кубометра воды и гигакалории тепла.

 

 

Вот тут мы и сталкиваемся с тем, что должен быть какой-то механизм, который скорректирует отношения между поставщиками и потребителями. Таким образом рынок-опт, с помощью телеметрии (приборов учета и контроля за количеством и качеством, работающих в режиме онлайн) мониторит объем и цену, в которых нуждаются потребители.

 

– В двух словах, что именно предлагает ЕДСМ?

– Думаю, что на 50% ответ содержится в ее названии – «Единая государственная система мониторинга производства, снабжения, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги».

 

– Разве этого сейчас нет?

– За 25 лет независимости Украины у нас так ничего и не подсчитано, нет общего баланса энергоресурсов. Никто точно не скажет, сколько в государстве скважин, из которых добывается газ. Смотрите, газ добыт по определенной цене. Его необходимо оприходовать, по трубам доставить в области, сформировать оптовую цену и поставить конечному потребителю – предприятиям и населению по экономически обоснованной цене. Облгазы в этой схеме, не имея своего газа, как любой субъект предпринимательской деятельности получают деньги за транспортировку голубого топлива –2–3% от объема.

 

 

К сожалению, ничего из этого сейчас нет, экономика разбалансирована. Прозрачность и стабильность – единственный ключ к энергоэффективности страны. Обеспечить это способна ЕГСМ.

 

– Но, согласитесь, нельзя такую сложную и концептуальную вещь внедрить одновременно по всей Украине?

– Безусловно, все должно происходить постепенно. ЕГСМ следует реализовывать на территории одной административной единицы. В нашем случае, это – область. Мы, как представители разработчиков ЕГСМ в Запорожье, как раз и боремся за то, чтобы наш край стал территорией, где будет воплощаться данный проект. И это не случайно. Во-первых, идея проекта возникла здесь, в Запорожской области. Во-вторых, именно у нас имеется крупный промышленный потенциал. Экономический эффект будет ощутим очень скоро. По нашим подсчетам, буквально через два месяца, после того, как заработает ЕГСМ, мы предоставим в распоряжение местного бюджета не менее 240 млн грн. За это мы ничего не просим. Нужен только заказчик – коммунальное предприятие обласного или городского совета.

 

– Однако в любом случае необходимы инвестиции. С этим есть проблемы?

– На сегодняшний день, авторы и разработчики программы в этом плане проблем не имеют. Желающие выделить средства есть. Если говорить о конкретных цифрах, на внедрение в одной области ЕГСМ требуется 240 млн долл. В случае, если в области будет создан учебный центр, выделяется еще такая же сумма. Сейчас сделать такой центр на базе нашей области – главная задача для Запорожья. Дело, как говорится, за малым – чтобы Верховная Рада наконец-то приняла соответствующий закон. Поверьте, облегчение почувствуют все. И в первую очередь рядовые жители нашего города. Могу заверить, что цифры в платежках уменьшатся в четыре-пять раз.

 

Наталия ФЕДОРОВА, Олег ВАЛИК

 

Источник Позиция