Но, понятное дело, не всех качеств, а только тех, которые имеют
отношения к эффективности и продуктивности профессиональной деятельности
– качеств, которые определяют, будет ли сотрудник хорошим работником
или нет. Такие качества чаще всего называют психологическими компетенциями.
Тестирование персонала – это процедура оценки психологических компетенций, которая
осуществляется с помощью специальных инструментов. Эти инструменты «в
народе» называют психологическими тестами, а в среде профессиональных психологов – психодиагностическими методиками. Психологический тест – это инструмент для измерения степени выраженности того или иного психологического качества (компетенции). Такими
качествами могут быть интеллект, креативность, эмоциональная
устойчивость, сознательность и др.
Методики, которые используются для тестирования персонала, бывают 2-х типов: тесты достижений и личностные опросники.
Тестирование персонала с помощью тестов достижений
предназначено для измерения и оценки общих и специальных способностей:
интеллекта, креативности, обучаемости, способности к концентрации
внимания и др. Известный многим тест для диагностики интеллекта (Тест
IQ Айзенка) – вот типичный пример теста достижения. Эти тесты
представляют собой ряд интеллектуальных (умственных) задач, которые
необходимо решить в ограниченное время (как правило, за 30 минут). Чем
больше правильно решённых задач за отведённое время, тем выше показатель
интеллекта или другой измеряемой способности. Многие организации и
руководители сегодня приходят или уже пришли к необходимости
использования тестирования персонала для оценки интеллектуальных
способностей своих работников и кандидатов. Другой пример тестов
достижений – это специальные квалификационные тесты, которые показывают,
насколько хорошо усвоены сотрудником специальные профессиональные
знания и умения (к примеру, компьютерная грамотность, знания
английского, знания КЗОТ, Предприятие 1С и т.д.).
Вот пример типичного вопроса (задания) из теста достижения:
Выявите закономерность построения и чередования фигур на картинке
после чего подставьте на свободное место одну из 8-ми предложенных
внизу фигур:
Тестирование персонала с помощью личностных опросников предназначено для измерения и оценки т.н. личностных особенностей или
компетенций. Это могут быть определённые особенности темперамента,
характера, мотивации, системы ценностей – всё, что, так или иначе,
касается психологического содержания и поведения человека. Личностные
опросники – это наиболее часто используемые инструменты тестирования
персонала на сегодняшний день. С помощью них можно измерить выраженность
у сотрудников очень широкого круга самых разнообразных психологических
качеств-компетенций: общей активности, коммуникабельности,
настойчивости, склонности к лидерству, командности, демотивации,
клиенториентированности, склонности к сотрудничеству, благонадёжности и
др.
В отличие от тестов достижений, личностные опросники, как правило, не
имеют ограничений времени прохождения. Также в них отсутствует понятие
«правильных-неправильных» ответов – принимается любой ответ.
Вот пример типичного вопроса (пункта) из личностного опросника:
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своём деле*
*Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа
-3 – Абсолютно не согласен;
-2 – Не согласен;
-1 – Скорее не согласен, чем согласен;
1 - Скорее согласен, чем не согласен;
2 – Согласен;
3 – Полностью согласен.
Тестирование персонала – это не прихоть и не дань моде.
При корректном и системном подходе тестирование персонала может стать
очень мощным и удобным инструментом для эффективного управления
человеческими ресурсами. А кадры, как известно, решают всё! Можно
обозначить несколько ключевых задач, которые могут быть успешно решены с
помощью тестирования персонала. Это:
- принятие кадровых решений о приёме, ротации и продвижении сотрудников по карьерной лестнице;
- нахождения наиболее эффективных форм мотивирования для сотрудников;
- эффективное развитие и обучение;
- профилактика профессионального выгорания и демотивации.
Более подробно об этих и других задачах читайте в нашей следующей статье «ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ТЕСТИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ».
По теме: