Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сухой остаток. Доколе это терпеть?

Сухой остаток. Доколе это терпеть?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Сухой остаток. Доколе это терпеть? Создание правового государства остается для Украины в равной степени как краеугольным камнем, так и недостижимой целью. Еще ни одна власть не удосужилась даже близко подойти к заветной черте, за которой виднеются проблески демократии. В том числе не удалось перебороть себя и самым «европейским» в нашей истории правителям: обозначив определенные шаги в заданном направлении, на полпути они растерялись и сдулись. Потому что попали в собственноручно расставленные ловушки.
 
 

Откуда дровишки?

 

Два месяца не стихают пересуды вокруг электронного декларирования доходов первыми лицами государства, народными депутатами, чиновниками и представителями системы правосудия. Ох, и оголили они на свою беду финансовые «тылы»! И хотя практически все украинцы уверены, что в декларации вносилось лишь то, что просто невозможно было утаить от посторонних глаз, суммы получились впечатляющие – слабонервным лучше не смотреть. Но порой даже не в них суть, а в том, каким «непосильным трудом» отдельные парламентарии сколотили немыслимые по нынешним народным меркам капиталы. Особенно это касается тех народных избранников, которые всячески отрицают связь с каким-либо бизнесом, либо заявляют, что давным-давно с ним порвали.

 

Нужно признать, что если некоторые депутаты до прихода в парламент на волне Евромайдана были голыми-босыми, то в основном они такими и остались. Кто-то если и прибавил в личном благосостоянии, то незначительно, существенно не изменился статус и у признанных богачей и олигархов. Но есть и такие индивидуумы, чьи декларации вызывают искреннее недоумение.

 

Сухой остаток. Доколе это терпеть?Взять хотя бы главу фракции «Блок Петра Порошенко» Игоря Грынива. Человек не бедный, капитал сколотил еще в 1990-х, но затем занялся политикой и, по его собственным словам, от денежных дел отошел. Но в декларации г-на Грынива за 2015 год сам черт ногу сломит. Выяснилось, что данные о доходах за этот период ну никак не вяжутся с данными за 2014-й. Два года назад жена народного депутата приобрела в столице квартиру в элитном жилом комплексе, и эксперты оценивают ее стоимость в миллионы гривен. В то же время доход семьи за 2014-й составил около... 230 тысяч гривен. Кроме того, в январе 2015 года у сына-студента Игоря Грынива появился престижный автомобиль «Ауди» стоимостью (в зависимости от комплектации) от 70 до 140 тысяч евро.

Между тем, в декларации народного депутата за 2015 год указан совокупный доход 577 тысяч гривен, а еще полмиллиона он получил от продажи движимого имущества. Но вот загвоздка: при сравнении деклараций за 2014-й и 2015-й получается, что ничего такого Игорь Грынив не продавал. Сам он на вопросы о происхождении «лишних» средств отвечать отказывается. Кстати, за два месяца до окончания срока подачи электронных деклараций именно руководитель фракции БПП настаивал, чтобы сведения о доходах политиков и чиновников были засекречены. И теперь понятно, почему...

 

Сухой остаток. Доколе это терпеть? Стоит внимательнее присмотреться и к декларации главного радикала всея страны Олега Ляшко. Непримиримый борец с социальной несправедливостью «вывалил» из закромов одной наличности на 740 тысяч долларов, 90 тысяч евро и 890 тысяч гривен, а в банках хранит 1,8 миллиона гривен. При этом зарплата нардепа в 2015 году составила всего...79,5 тысяч гривен плюс 80 тысяч – на ведение депутатской деятельности. Также г-н Ляшко владеет шестью земельными участками в Киевской области, двумя квартирами в столице и парой авто класса люкс. Откуда у парламентария, не имеющего своего бизнеса, такие барыши? Вилами в стогу наковырял?

 

Сухой остаток. Доколе это терпеть? Тот же вопрос возникает и в отношении журналистки и активистки Анны Гопко, прошедшей в ВР по спискам «Самопомощи». На пару с мужем она является владелицей десяти (!) квартир в Киеве и Львове, частного дома и земельного участка в 1,5 тысячи «квадратов». Доходы семьи в 2015 году составили 1,5 миллиона гривен (из них сама народный депутат заработала 187,7 тысяч), в финансовых учреждениях хранится 167,9 тысяч долларов и восемь тысяч евро. Также в декларации Анны Гопко указано, что ее муж держит деньги в сейфе одного из банков, но сумму не обозначила по причине того, что... «член семьи не предоставил соответствующую информацию». Как то вот очевидно, чтона одну депутатскую зарплату содержать такую роскошь «королева недвижимости» себе позволить не может.

 

Также в десятке самых богатых парламентариев числится Юрий Деревянко. Он давно отошел от бизнеса и в ВР прошел как глава благотворительного фонда своего имени. На секундочку, его состояние только в денежной массе оценивается в 416 миллионов гривен! А мы еще говорим, что люди жертвуют неохотно. То же самое относится к бывшему бютовцу и регионалу Валерию Писаренко, на счету которого 207 миллионов гривен. Свой бизнес, если таковой имеется, нардеп не афиширует, равно как не комментирует происхождение капитала. И таких примеров в парламенте хватает.

 

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Ну, показали сильные мира сего то, что не сумели припрятать, но и этого хватило, чтобы повергнуть страну в состояние глубокого шока. А поскольку прозрачность и законность возникновения нажитого доказывать необходимости нет, к уголовной ответственности никого не привлекут. Пока. Даже в случае тотального несовпадения статьи доходов с образом жизни политика или чиновника. То есть главным было выполнить требования ЕС в части е-декларирования, а не вскрыть нарыв коррупции, укоренившийся на теле Украины. Однако будем в уме держать как проходило раскулачивание в России около ста лет назад и более свежие примеры – Каддафи и правителей государств Северной Африки, которых смели «цветные революции».

 

Улизнувшие «мученики»

 

Сухой остаток. Доколе это терпеть?Зато за последние два года Верховная Рада вынесла больше постановлений о лишении своих коллег депутатской неприкосновенности, чем за весь период независимости Украины. Так сказать, занимается люстрацией на своем уровне. В этом созыве уже пятеро нардепов попали под уголовные статьи, но ни один за решеткой так и не оказался. Ближе всех к «посадке» был Игорь Мосийчук, которому даже пришлось провести пару месяцев в СИЗО по обвинению в вымогании взятки, угрозе убийством и ряду других статей УК. Однако затем выяснилось, что ВР нарушила процедуру согласия на арест депутата, не пропустив решение через регламентный комитет, и гражданина Мосийчука немедленно выпустили на свободу. Где он и разгуливает по сей день, хотя по-хорошему должен былотправиться в зону на срок от 8 до 12 лет с конфискацией имущества. Скажите, граждане хорошие, обычного человека выпустили бы на свободу, если при его задержании была бы нарушена какая-то там процедура? Более того, в мае этого года Генпрокуратура отозвала ходатайство об аресте народного депутата и он, можно сказать, отделался легким испугом.

 

Сухой остаток. Доколе это терпеть? Тогда же, в 2015 году, неприкосновенность сняли с Сергея Мельничука. В ГПУ заявляли, что нардеп с мая по сентябрь 2014-го создал вооруженную преступную группировку, целью которой было нападение на предприятия и учреждения для завладения их имуществом. Обвинение в бандитизме, да еще и совершенном группой людей – это очень серьезно. Но что увидела страна вместо показательного задержания и громкого судебного процесса? Правильно, бредовый фарс: в июне того же года Печерский районный суд столицы отпустил Сергея Мельничука из-под стражи под залог в... 364 тысячи гривен. Согласитесь, мизерная сумма, если речь идет о подозрении в столь тяжком преступлении. Прошло уже полтора года с момента освобождения нардепа, а о ходе дела –ни слуху ни духу. Как в воду кануло! Надо полагать, правосудию заткнули рот с помощью солидной финансовой «благодарности»? И несостоявшийся сиделец разгуливает по ВР, а честные украинские журналисты берут у него интервью на предмет того, как искоренить в Украине коррупцию.

Двое парламентариев, которым предъявили обвинения в преступлениях, Сергей Клюев и Александр Онищенко, заблаговременно скрылись за границей. И если о первом нет вообще никакой информации (конкретно залег на дно товарищ), то второй беглец сотрясает информационное пространство откровениями о масштабах взяточничества в украинском парламенте, сыплет обвинениями в адрес президента Петра Порошенко и позиционирует себя, прямо скажем, в образе мученика режима. Но главное, почему политики, подозреваемые в совершении злодеяний, имеют возможность беспрепятственно покинуть территорию Украины? Как почуют, что ситуация оборачивается против них, сразу вещички пакуют и – прощай, неблагодарная Родина! А силовики констатируют: ну, ускользнули, бывает...

 

Сухой остаток. Доколе это терпеть? Буквально неделю назад настал черед Вадима Новинского: народные депутаты с трудом, но все же лишили его неприкосновенного статуса. Вадим Новинский говорит, что территорию Украины покидать не собирается –готовится защищаться свое честное имя в судебном порядке. Но, опять же, что произойдет, если обстоятельства вынудят его защищаться? Вот и тенденция: даже имея на руках полную доказательную базу, правосудие может не рассчитывать на то, что хотя бы один «мандатоносец» понесет суровое наказание. Кого надо подмажут, смоются за кордон и, пересчитывая… нажитое непосильным трудом, будут посмеиваться над недотепами из Генеральной прокуратуры. Браво, господа – со времен Евромайдана беззаконие в Украине не только утвердилось, но и торжествует.

 

Антикризисные барыги

 

Взгляните на любую европейскую страну: там не видят трагедии в отставке (вынужденной или добровольной) не то что одного министра, а и правительства целиком. У нас же самый захудалый чиновник держится за свое кресло зубами, а чтобы без скандала ушел весь Кабмин –вообще явление уникальное. Пусть даже если он провалил все на свете.

 

Сухой остаток. Доколе это терпеть?То же самое и с нашей парламентской коалицией. Во-первых, что она реализовала из обещанного за два года? Да курам на смех. А во-вторых, до сих пор непонятно, существует ли в Верховной Раде стойкое большинство, или это иллюзия. Теоретически оно есть, но один из его столпов фракция «Народный фронт» у избирателей имеет фактически нулевой рейтинг. Следовательно, вывод простой: коалиция в ВР уже давно не отражает истинных настроений в украинском обществе.

 

Но считаться с мнением нардепов от НФ приходится, потому что выход фракции из большинства неизбежно приведет к парламентскому кризису и, как следствие, перевыборам. А власти это сейчас ох как невыгодно. Поэтому все выходки «фронтовиков» сходят им с рук, и чуть что – они включают «режим шантажа». Отчего, думаете, креатура «Народного фронта» министр МВД Арсен Аваков, несмотря на целую череду диких скандалов, по сей день на своем посту? Потому что только попробуй смести его оттуда, и парламент станет недееспособным, так что вынуждены терпеть.

 

Метко описал нынешнюю сущность НФ народный депутат Борислав Береза: «Фракция барыг с отсутствующим рейтингом цепляется за свои места в Раде. Они понимают, что повторное попадание в законодательную власть им не светит, а ответственности после того, что натворили, боятся. Так что перевыборы нужны уже потому, чтобы всю эту вороватую шайку-лейку вычистить из ВР и госсектора, который она контролирует по своей квоте». Ну, раз уж самороспуск парламента для Украины – из разряда фантастики, значит, с высокой долей вероятности досидят народные депутаты этого созыва свою каденцию. Будут позориться до последнего, не учитывая видения будущего государства электоратом. Что, впрочем, было свойственно им всегда.

 

Максим КОРОБЕЦ