Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Черные лебеди» или замкнутый круг?

«Черные лебеди» или замкнутый круг?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
«Черные лебеди» или замкнутый круг? Мы все понимаем, что реформы в Украине зашли не просто в тупик. Тупик – это, когда дойдя до конца, можно вернуться назад и попробовать пойти другим путем. У нас реформы превратились в замкнутый круг, когда как ни крути – ничего не меняется.
 
 

ПОЗИЦИЯ спросила ведущих украинских политологов:

 

– Уже очевидно, что нынешний состав ВР себя дискредитировал. По сути, нет коалиции, очень низкий уровень доверия со стороны народа. Насколько реально, что досрочные выборы состоятся уже весной 2017 года и кто станет их инициатором?

 

– Сегодня в Украине практически отсутствуют в политическом пространстве партии левого толка. Почему это произошло и насколько реально их возрождение в ближайшее время?

 

– Ваш прогноз в целом на развитие политической и социально-экономической ситуации в Украине в 2017 году.

Кость БОНДАРЕНКО:

 

– Имеется две реальных предпосылки к парламентской перезагрузке. Первая: распад коалиции и тогда президенту ничего не останется, как объявить о проведении досрочных выборов. Вторая: внешнее влияние – США могут предложить Украине провести досрочные выборы. За океаном имеется свой взгляд на украинскую проблематику – не зря же оттуда идут финансовые вливания. Поэтому Вашингтону интереснее увидеть в Украине парламент, который бы соответствовал общественным запросам и принял законопроекты, лежащие в основе минского процесса.

 

Есть политсилы, которым невыгодны выборы – это «Народный фронт» и «Блок Петра Порошенко». Можно добавить «Самопомощь», которая растеряла свой рейтинг. При этом «Батькивщина», Оппозиционный блок и Радикальная партия готовы к выборам и позитивно относятся к вероятности их проведения в следующем году.

 

– У левых партий имеется стратегия реализации социальных программ. На электоральном поле они не видны, но еще скажут свое слово по результатам тарифной политики, обнищания граждан и т.д. Общество придет к усилению левых тенденций. Но возрождение левых партий возможно лишь при условии достаточного их финансирования. А пока что Олег Ляшко, Юлия Тимошенко и Оппоблок с готовностью поддерживают социально-протестные акции.

 

– С 2014 года мы находимся под протекторатом США. Хотя новоизбранный американский президент не понимает, зачем Штатам Украина, пусть ее берет Европа и решает проблемы. А Европа уже считает Украину чемоданом без ручки. Реформы не идут, экономика не развивается, Минские соглашения не выполняются. В Украине нет единого политического вектора.

 

Как можно характеризовать перспективы страны, плывущей по течению, если эти самые перспективы зависят от течения, а не от страны?

Два раза народ участвовал в майданах и оба раза был обманут. В общем, замкнутый круг и раздражение. Однако я оптимист и считаю, что-то должно поменяться, а также компромиссным образом разрешиться военный конфликт.

 

«Черные лебеди» или замкнутый круг?Руслан БОРТНИК:

– Думаю, что вероятность выборов весной-летом 2017 года на сегодня составляет процентов 30–40. Очевидно, что нынешний парламентский кризис уже зимой оформится огромным социально-экономическим неудовлетворением граждан. По последним социологическим опросам, 95 процентов украинцев считают, что страна идет в неправильном направлении. Парламент не желает принимать нужные для страны решения, поэтому в период с января по апрель кризис перейдет в затяжную фазу, и это спровоцирует условия для проведения досрочных выборов. Хотя такое решение принимает только президент.

 

Кроме того, ухудшится и внешне-политическая конъюнктура, касающаяся отношений с США и необходимости выполнять Минские соглашения. Все это потребует какого-либо разрешения. Коалицию также разрывают противоречия. Поэтому для возвращения народного доверия власти придется провести досрочные выборы.

 

Инициаторами станут оппозиционные политические партии: начиная с неформальных партий Саакашвили и «Свободы» – заканчивая «Батькивщиной», Оппозиционным блоком и Радикальной партии Ляшка.

 

– Партии левого толка есть, но они очень слабы. Мы их не видим по телевизору, они практически не проводят информационных мероприятий. Их много – Союз левых сил, Социалистическая партия, «Держава». Левой можно считать партию «Республика». Они не прослеживаются по нескольким причинам.

 

Первая: упомянутые объединения в какой-то мере «выросли» из Коммунистической партии. Сегодня не только на официальном уровне запрещена коммунистическая идеология, хуже всего то, что левый спектр пребывает под серьезным давлением правых радикалов. Объективно у этих партий мало политического веса для того чтобы проводить политические кампании.

 

Вторая причина: в настоящее время левую риторику перехватили партии правого толка. Если послушать, что говорят, например, Тимошенко и Ляшко, то у них социально направленная риторика. Очень сложно левым взять реванш, будь они трижды социально-ответственные.

 

Третья причина кроется в финансовом обеспечении. У левых нет денег даже на скудную агитацию или выход в эфир, потому что они лишены легитимной поддержки политических бизнес-групп.

 

В качестве четвертой причины можно назвать отсутствие яркого лидера. Условно говоря, Симоненко, Мороз или Волга стали малоинтересны. Нужны новые лица. А пока они не появились, запрос общества на левых будет падать. Ныне им симпатизируют примерно 20 процентов граждан.

 

– Год назад я прогнозировал экономический кризис. Могу с уверенностью сказать, что в 2017-м страна скатится в депрессию. Инфляция будет расти опережающими темпами, люди еще больше обеднеют. На этот фактор накладываются политическое противостояние, внешнее влияние, сокращение ликвидных экономических ресурсов. В среде крупных бизнес-групп ожидается финансово-политическое обострение с негативными для страны последствиями. В военном плане ничего нового не предвидится – продолжится вялотекущий конфликт на Донбассе.

 

Нас будет ожидать новое правительство, поскольку предпосылки для перевыборов назрели. В целом ситуация хрупкая. Не исключено, что могут «прилететь черные лебеди» (произойти трудно прогнозируемые события, – ред.), как в США, которые быстро поменяют политическое поле Украины. То есть возможен фактор неожиданности.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция