Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Короткая «лісова пісня»

Короткая «лісова пісня»

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Короткая «лісова пісня» На минувшей неделе сотрудники Госэкоинспекции нагрянули с внеплановой проверкой в одно из лесничеств Тернопольской области. Там они обнаружили более сотни пней, оставшихся после незаконной вырубки ценных пород древесины. Нанесенный ущерб был оценен в 2 млн грн.
 

В истории уничтожения украинских лесов – это не то что страница, всего лишь одна строчка. Нардеп Виктор Галасюк оценил объемы контрабанды украинского леса в $1 млрд за последние 5 лет. И это речь только о контрабанде, без учета древесины, незаконно распиленной в угоду местному покупателю. В Сети – немало снимков со спутников и даже интерактивных карт, наглядно демонстрирующих, как всего за три-четыре года от плотных лесных массивов остаются настоящие пустыри.

 

Инвестиции в мораторий

 

 

В прошлом году Верховная Рада установила 10-летний мораторий на вывоз «деловой древесины». Законопроект был позитивно воспринят в среде экологических активистов и экспертов – особенно на фоне разбазаривания других природных ресурсов и непонятной ситуации с добычей янтаря.

Мораторий притормозил вырубку отечественных лесов: по некоторым оценкам, вместо 2–2,5% за прошедший год страна потеряла 1% зеленых массивов. Из-за запрета на экспорт лесозаготовщики уступили свой основной (по привлекательности) рынок сбыта – европейский. Древесину на Западе покупают значительно дороже, чем в Украине, и там очень рады завозу сырья, в том числе из нашей страны – свои леса европейцы берегут. Продавать дерево украинцам зачастую невыгодно, тем более если это требует хотя бы малейшего риска. Вот и оставили часть лесов в покое. Но все таки на отечественный рынок поставки идут.

 

 

Вторая задача моратория – мотивировать развитие внутренней переработки древесины: чтобы на экспорт (если уж бизнес ориентирован на Запад) шло не сырье, а полуфабрикат или уже готовый продукт. И тут даже за год запрета на экспорт можно увидеть положительные результаты. По данным Всеукраинской ассоциации деревообрабатывающих предприятий, объемы сырья на внутреннем рынке увеличились на 20%. Рост сырьевого рынка и отсутствие возможности законного вывоза сырья привлекло в страну иностранные инвестиции: заграничные компании, заинтересованные в украинской древесине, стали вкладывать средства в развитие или открытие производственных мощностей в Украине. В Костополе Ровненской области в 2015-м открылся деревоперерабатывающий завод, который входит в топ наиболее технологически современных предприятий страны. Шведские инвесторы, 150 рабочих мест для украинцев, 20 млн евро инвестиций ежегодно…

 

Запрещено запрещать

 

 

Однако украинской «лесной песне», похоже, не дадут звучать долго. Власть находится на пороге отмены ею же введенного моратория. Цена вопроса – 600 млн евро очередного транша финансовой помощи. Когда на кону 600 млн евро «живых» денег, трудно думать об окружающей среде и экологии. Мало того, что практически возле каждого крупного города есть мусорная свалка (которая растет и гниет, иногда горит, иногда обваливается), так еще страну на безлесье оставить.

 

 

Кстати, мусор в Украине практически не перерабатывают, как, впрочем, и раньше. Когда-то в советские времена к нам приезжали китайские и японские делегации, которые просили купить наш мусор. Тогда его хранили так же, как сейчас – в этой сфере ничего за четверть века не поменялось. Советская власть задумалась – а зачем китайцам и японцам «социалистический» мусор? Наверное, они будут в нем копаться и изучать жизнь советского человека, чтобы победить СССР в очередной войне. И зарубежным делегациям отказали. На то время японцы уже покупали мусор в других странах. Сортировали. Успешно извлекали из него ценные металлы, из макулатуры делали картон, уже тогда перерабатывали пластик и органику. А из совсем уж ненужных отходов с успехом ваяли острова. Ведь у них пригодная для проживания территория очень маленькая и создание островов из мусора оказалось вполне неплохим вариантом ее увеличения.

 

 

Вместо того чтобы заняться мусорной проблемой, у нас подчищаются лесные массивы. А думать надо, как очищать страну от свалок. Так, как это делают в цивилизованных странах. Переработка бытовых отходов в тепло и электрику, например, в Швеции приобрела такие масштабы, что в стране перестало хватать мусора. На свалки его отправляется только 4% и мусороперерабатывающим заводам реально не на чем работать – нет сырья. Теперь Швеция будет импортировать, вдумайтесь, 800 тысяч тонн мусора от стран-соседей ежегодно. В Украине же перерабатываются только 5% отходов, а 95% отправляются гнить на мусорный полигон.

 

 

Почему бы не предложить его европейцам? Хотя вряд ли они приобретут наш мусор, если за те же деньги можно вывезти кругляк твердых пород. Чиновничья безалаберность, безответственность, коррупция, откаты, следование исключительно личным интересам только на руку нашим западным партнерам, чем они успешно и пользуются.

 

 

На контрабанду украинского леса, на самую теневую сторону этого бизнеса мораторий повлиял минимально. И это нетрудно было предсказать: любые запреты регулируют только законную сторону дела и провоцируют уход в тень... если кроме запретов не предпринимается больше ничего. А в Украине как раз ничего не предпринималось.

 

 

Вывоз «бизнес-древесины» и сегодня завуалирован, например, под экспорт топливных дров. Тот же нардеп Виктор Галасюк говорил об этом, изучая почти симметричный обвал первой статьи экспорта и рост второй. А позже закарпатский губернатор Геннадий Москаль уже «на своей территории» ловил за руку пользователей этой схемы. Тем временем, по информации интернет-издания «Информатор», «Укрзализныця» получила от своего польского топ-менеджмента указ дать зеленый свет при транспортировке древесины из Украины в Польшу. И так далее – разных нелицеприятных фактов даже за время моратория наберется масса.

 

Глядя на это, даже недавние сторонники моратория сдаются: «Зачем он нужен, если порядок в лесном бизнесе никто наводить не собирался?».

 

Дмитрий ЕГОРОВ

 

Источник Позиция