Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Митрополит Лука: «Человек должен сам захотеть идти за Христом!»

Митрополит Лука: «Человек должен сам захотеть идти за Христом!»

Категорія: Суспільство, Культура
Митрополит Лука: «Человек должен сам захотеть идти за Христом!» 7 января весь православный мир с радостью и благоговением встретит Рождество Христово.
 
 

Рождественские дни – лучшее время для ревизии нашей жизни. Ведь для того Спаситель и пришел в мир, чтобы все люди стали внутренне свободными, жили в истине, были любимы и отдавали свою любовь другим. А потому пребывали бы в постоянной радости. Именно «радость» – главное слово для праздника Рождества Христова.

 

 

О его смысле, традициях и многом другом ПОЗИЦИЯ беседует с правящим архиереем Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, Высокопреосвященнейшим Лукой, митрополитом Запорожским и Мелитопольским.

 

– Владыка, в чем заключается духовная суть Рождества? Как встретить праздник с радостью и пользой для души?

 

– К сожалению, сегодня духовное содержание праздника для многих людей находится не на первом месте. Ведь когда мы отмечаем день рождения какого-то конкретного человека, в первую очередь задумываемся над тем, какой подарок ему подарить, как сделать для него праздник. Но что можно подарить Богу? Вот здесь и возникают вопросы – как быть, что делать? Ответ на них очень прост. Прежде всего, надо стать соучастником его Трапезы. Согласно Евангелию, Трапеза – это Божественная литургия. А Христос – господин, который созывает всех верных на пир радости. Важно, в какой одежде мы придем на эту Трапезу. Возможно, кто-то скажет, что нужно надеть все самое лучшее. Но здесь не это главное. Христос четко говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце!» Значит, нужно духовно подготовиться, и подарить Господу чистоту своего сердца. Для этого следует исповедаться, причаститься, посетить праздничное богослужение, и таким образом соединиться с Христом. Такая встреча праздника будет для нас самой достойной. Еще следует совершать добрые дела. Я всегда прошу священников, прихожан и сам не забываю так делать – поздравить как можно больше людей с Рождеством – посетить немощных, стариков, больных, деток, которые растут без родителей. И поделиться с ними радостью о рождении Христа.

 

– Чем лично для вас является праздник Рождества Христова? Сохранились ли у вас какие-то яркие воспоминания из детства, связанные с этим днем?

– Мы жили в советской стране, поэтому каких-то особенных воспоминаний о том времени у меня не осталось. Но помню, что всегда ходили в гости к бабушке, носили кутью. Она жила в своем доме, где топилось дровами и углем. Запомнился этот запах… Я очень любил сидеть возле печки, а бабушка рассказывала мне о Христе. Сейчас Рождество для меня, прежде всего, торжественное праздничное богослужение. Это радость, ощущение чуда и благодарности Господу за то, что он нас не оставляет. И, конечно, всегда стараюсь, чтобы в доме была украшенная елочка. Она тоже создает настроение.

 

– Если бы вам пришлось охарактеризовать Рождество одной фразой, какие слова вы бы сказали?

– Это были бы слова из колядки: «Ой, радуйся, земле, Син Божий народився!» Что значит для нас Сын Божий? Это – рождение для новой жизни. Только так.

 

– Как возник обычай дарить на Рождество подарки?

– Эта традиция прочно вошла в наш быт. Она имеет отношение и к жизни Церкви. Если вы внимательно прочтете в Евангелии описание событий, связанных с Рождеством Христовым, то увидите – когда к новорожденному Богомладенцу Иисусу пришли волхвы, чтобы поклониться ему, они принесли дары – золото, ладан и смирну. Что же мы можем подарить Господу? Как я уже говорил, наше чистое сердце, глубокую веру и добрые дела.

 

– Почему Иисус Христос родился именно в Вифлееме, а не в Риме или Иерусалиме?

– Многие из нас почему-то считают, что если рождается великий человек, это должно произойти только в великом городе. В то время Рим, конечно же, являлся центром мира. Иерусалим был городом царя Давида. Но Христос настолько смирил себя… Он родился в вертепе от простой Девы Марии, в Вифлееме. Согласно ветхозаветному пророчеству, мы знаем, что будущий царь Израиля должен быть прямым потомком царя Давида и появиться на свет в его родном городе. Этим городом является Вифлеем. Исполняя пророчества, Господь воплотился именно здесь.

 

– Как православному относиться к католическому Рождеству?

– Сразу отмечу, что я не разделяю таких понятий как православное или католическое Рождество. Есть Рождество, которое соответствует нынешнему григорианскому календарю – 25 декабря (по новому стилю), и есть Рождество, которое празднуется 7 января (а по старому стилю или по юлианскому календарю это 25 декабря). Как относиться – да как и к любому другому празднику, который есть у инославных. Каноны нашей Церкви четко говорят на этот счет: мы не имеем права вместе молиться и принимать участие в общих богослужениях. Поздравить христиан с их праздником, порадоваться за них, да, пожалуйста. Я тоже поздравляю тех, кто празднует Рождество 25 декабря. Но, повторюсь, мы не можем нарушать каноны и смешивать понятия.

 

– Согласно Святому Писанию, Христос родился от Марии и Духа Святого. Как так может быть? Что об этом говорит Священное Писание?

– Пожалуй, в Евангелии нет ни одного места, которое вызывало бы столько насмешек, недоразумений и соблазнов. Мы верим в то, что Иисус Христос родился от Девы Марии. На Благовещение Божией Матери явился ангел и возвестил, что она зачнет сына от Духа Святого. «Как это? Неужели такое возможно?» – недоумеваем мы, пытаясь измерить все человеческим разумом. И хотя ум является одним из высших даров Бога, он испорчен грехом. Для того чтобы понять это непостижимое явление, мы должны смириться и допустить, что в мире действуют не только законы природы, но и Божественная сила. И только Божественной силой и благодатью мы можем объяснить это явление. Господь наш был послан на землю, чтобы стать искупительной жертвой. Но может ли грешник искупить грехи себе подобного? И поэтому очень важно, что Христос родился от безгрешного семени Божьего, а Дева Мария стала «вместилищем Невместимого» – Богородицей. Для нас это очень важно. Именно поэтому мы говорим о Богочеловеке. На этом строится вся догматика нашей Церкви. У Бога возможно все!

 

– Ваше Высокопреосвященство, как вы считаете, что должно произойти, чтобы люди все же повернулись лицом к Церкви, стали духовнее?

– Христос четко сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если Я не призову его». А значит, как бы мы не тянули человека в Церковь, если на это нет его собственного желания, все наши усилия будут тщетны. В первую очередь человек должен сам захотеть идти за Христом! И здесь очень важно – не оттолкнуть! Я постоянно говорю прихожанам: «Вот зашла женщина не в такой юбке или как-то не так одетый парень. Но они зашли в храм! И мы должны привить любовь к нему. Она приведет их к Богу». Я вспоминаю свою жизнь, когда впервые попал в храм. Если бы меня выгнали или нагрубили, я, будучи молодым человеком, наверное, больше никогда не зашел бы туда. Однако меня там встретили с любовью. И вот я служу Богу уже в качестве митрополита. Ни в коем случае со стороны человека не должен присутствовать потребительский подход к Господу и Церкви. Следует понимать, что ты не пришел в духовный магазин, где можно выбрать все, что угодно. Необходимо всем сердцем обратиться к Богу, и он никогда не оставит.

 

– Сейчас набирает силу традиция привозить в Украину Вифлеемский огонь мира. Что это такое?

– По этому поводу хочу рассказать о моем разговоре с архиепископом Вифлеемским Феофилактом – человеком, который живет в этом городе и непосредственно отвечает за базилику Рождества Христова. Когда по милости Божией и благословению нашего предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия мы были в Вифлееме, где совершали богослужение на месте Рождества Христова, я обратился к Владыке с вопросом: «Расскажите, пожалуйста, что такое Вифлеемский огонь мира?». Он ответил: «Я не знаю. Посмотрите, сколько у нас горит лампадок. Можете зажечь от них огонь, но это не имеет никакой духовной силы!». Помимо этого четко добавил: «Я знаю только один Благодатный огонь, который сходит накануне Пасхи в Иерусалиме». Из публикаций в СМИ мы знаем, что эту традицию заложили австрийские пластуны, то есть ребята-католики. Наверное, решили, раз у православных есть Благодатный огонь, пусть и у нас что-то будет, но уже из Вифлеема. Не могу сказать, кому понадобилось это противопоставление.

 

Владыка, как вы оцениваете недавнюю попытку депутатов Верховной Рады перенести празднование Рождества на 25 декабря?

– Это нездоровая ситуация. Нам предлагают перенести дату празднования Рождества и сделать дополнительный выходной. Да, в стране есть люди, которые отмечают как 25 декабря, так и 7 января. И вот те, кто празднуют декабрьское Рождество, даже не имеют права сказать, что оно – католическое. Объясню: тех, кто отмечает этот празник 25 декабря, в Украине всего 2%, из которых 0,8% – римо-католики, и 1,2% – протестанты. Основная маса жителей нашей страны считают себя православными. Теперь поясню, почему мы не можем называть декабрьское празднование только католическим. Девять Поместных Православных Церквей также празднуют Рождество 25 декабря. По общему количеству прихожан это чуть больше 20% православных всего мира, а праздник 7 января отмечают более 75% православных людей. А как нам эту ситуацию преподносят? Говорят, что это – большинство людей! Перенести Рождество с 7 января на 25 декабря – несложно. Однако это изменит всю внутреннюю жизнь Церкви. Нардепы предлагают перейти с юлианского календаря на григорианский. А это значит, что изменятся все даты праздников. Придется менять и Пасхалию. Те, кто живут по григорианскому календарю, отмечают Пасху намного раньше иудейской. По канонам Православной Церкви так быть не может! Православная Пасха однозначно должна быть после иудейской. Христос когда воскрес? После иудейской Пасхи! Как же она может быть раньше? Несложно догадаться, чьим орудием являются те, кто предлагают так поступить. Да и принцип «разделяй и властвуй» еще никто не отменял.

 

Ваше Высокопреосвященство, какие праздничные мероприятия пройдут в Запорожской епархии к Рождеству?

– Их запланировано очень много. Прежде всего это богослужения во всех храмах епархии. 6 января, вечером, я служу в Свято-Покровском архиерейском соборе, в 16.00 там начнется Всенощное бдение. 7 января, в день Рождества, в 8.00 возглавлю богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе. В другие дни буду посещать благочиния, поздравлять наших прихожан с праздником. 15 января в ДК «Днепроспецсталь» пройдет общеепархиальный концерт. Начало в 13.00, вход свободный. Кроме того, в ДК Металлургов состоятся архиерейские елки, а 17 января в Свято-Покровском соборе – «Святочный вечер». Будем рады видеть всех! Завершится череда праздников традиционным мероприятием «Запорожский Иордан». 19 января на Центральном городском пляже мы будем освящать воды Днепра. Начало в 12.00.

 

Владыка, что бы вы хотели пожелать накануне Рождества читателям ПОЗИЦИИ и всем запорожцам?

–Для чего в мир приходит Христос? Мы часто забываем об этом. Для того чтобы люди смогли подняться до уровня Бога, стать подобными ему. Недавно я прочитал замечательные слова английского писателя и богослова Клайва Льюиса. Он очень интересно сказал: «Христос родился, пришел в мир для того чтобы в каждом сердце всегда рождался маленький Христос». Я искренне желаю каждому, чтобы его сердце было чистым, и в нем действительно рождался Христос. Бог есть любовь. И если в сердце человека всегда пребывает Христос, мир будет между нами!

 

 

Олег ВАЛИК, фото автора

 

 

Источник Позиция