Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Большой исход

Большой исход

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Большой исход

Ищу я выход из ворот,

Но нет его, есть только вход, и то – не тот...

Владимир Высоцкий

 



Украина, вопреки заявлениям первых лиц государства о том, что все у нас, без сомнения, хорошо, – бьет рекорды по скорости бегства населения в другие страны. Особенно в Польшу. В одном из телеэфиров экс-нардеп Олесь Доний рассказал о поездке в эту страну по приглашению рекрутингового агентства. «Мы ездили по польским предприятиям, в которых теперь на стенах двуязычные таблички – так много работает украинцев. На предприятии, где мы были, 1100 человек, из них 60% украинцев. И, извините, это не инженеры. Люди приезжают работать чернорабочими, на низкоквалифицированную работу. И агентство этого не скрывает – им легче найти работу для 100–200 рабочих, чем для одного инженера», – сказал Доний.

 

«Распростертые объятия»

Поляки не скрывают, что при помощи украинцев Польша компенсирует отток собственного населения. Их граждане уходят на работу в страны Западной Европы, тем самым высвобождая место украинским гастарбайтерам. Польский министр семьи, труда и социальной политики Элжбета Рафальская говорит о том, что, поскольку Польше не хватает рабочих рук, страна будет целенаправленно принимать меры по привлечению работников из Украины.

 

Ну а катастрофические рост безработицы и падение уровня жизни, благодаря бездарной политике украинского правительства этому только способствуют. По данным Государственной службы статистики Украины, в ноябре 2016 года по сравнению с октябрем этого же года количество безработных выросло почти на 6,9%, т.е. на 21,7 тыс. чел. (с 316,2 до 337,9 тыс.). При этом средний размер пособия по безработице уменьшился на 11 грн (с 1884 до 1873 грн). Госстат констатирует, что среди зарегистрированных безработных лишь 264 тысячи получают пособие. Поэтому нашим гражданам только и остается добывать на пропитание за границей. Предлагаем ознакомиться со свежими данными по трудовой миграции наших соотечественников, которые пришли из разных стран.

 

 

Польша: в 2014 г. украинцам выдали постоянных разрешений на работу 26 315, временных 372 946; в 2015 г. соответственно – 50 465 и 762 700; в 2016 году – свыше 1,2 млн и более 1,3 млн. Тенденция налицо. И это без учета украинцев, постоянно проживающих в Польше, имеющих карту поляка, студентов, а также жителей приграничных районов, которые пользуются соглашением о трансграничном передвижении. Российская Федерация: более 1,5 млн украинцев оформили или оформляют разрешения на временное проживание, 169 тыс. оформили гражданство, еще от 3 млн до 4 млн (в зависимости от сезона) находятся на заработках вахтенным методом. По другим странам, в Чехии сейчас наших (учтенных) – 44 тыс.; Италии – 19 тыс.; в Великобритании – 17 тыс.

 

 

Согласно соцопросам растет и число украинцев, желающих выехать навсегда. Если в 2015-м эта цифра составляла четверть населения, то в 2016-м она выросла до 34%. Еще столько же хочет отбыть за границу на работу (временно, но большинство из уехавших «временно» уже не возвращаются). Не желают выезжать пенсионеры и бездельники, так сказать, «диванные патриоты». До событий на Майдане зимой 2014 г. эти цифры были в разы меньше.

 

Ми працюємо, нікого не чіпаємо

Удивительно, но от ближайшей херсонской железнодорожной станции Новоалексеевка к приграничному Чонгару тоже движутся мужчины. Это украинские строители, которые едут из Центральной и Западной Украины на работу в оккупированный Крым. А все потому, что крымский бизнес уравнял собственные прайсы на зарплату основных строительных специальностей с минимальными зарплатами Польши. Основную массу гастарбайтеров везет поезд Ковель-Львов-Новоалексеевка. Потом «купцы» их развозят – кого в Джанкой, кого в Алушту… Миграционная карта у наших «бетонщиков» на три месяца. В летний сезон работы там запрещены.

 

 

Поэтому Польша, где можно продлить полугодовое пребывание, оформив «карту побыту», остается популярным направлением у наших сограждан. И это несмотря на трудовую смену по 10–12 часов в сутки и негативное отношение окружающих и нанимателей. По словам посла Украины в Польше Андрея Дещицы, там пребывает уже около 1 млн украинских граждан (то есть, почти каждый 50-й). Имеющим намерение отбыть в Польшу, советуем поспешить: в 2017 году польское правительство собирается подавать поправки к закону о содействии занятости, которые ограничат работу иностранцев. Для вновь прибывших могут остаться «вакансии» с условием открытия собственного бизнеса. Но без стартового капитала для вхождения в рынок эдак 300–400 тыс. евро нашим там делать нечего.

 

 

 

Капитуляция поколения

С вузами у нас не меньшая проблема – там скоро некому будет преподавать. Многие профессора в силу возраста не в состоянии продолжать работу, а молодые ученые дарования зачастую получают предложения от заграничных университетов. Там их обеспечивают не только в разы высшей зарплатой, чем в Украине, но и льготами, медстраховкой и прочими преференциями. Только язык учи. А раз некому преподавать в институтах – студенты, которые еще успели получить нормальное школьное образование, тоже уезжают за рубеж.

 

 

Самое интересное – наши студенты оказывают немалое влияние на европейскую экономику. Вот, например, польский городишко Перемышль, который до не давнего времени был жутким захолустьем. Сейчас он уверенно развивается и становится мощным и популярным студенческим центром. Польское правительство подсуетилось, и там открылась государственная высшая восточноевропейская профессиональная школа, ставшая за небольшой промежуток времени одним из лучших вузов в Подкарпатском регионе Польши. Выпускники получают диплом бакалавра или инженера, который признается во всей Европе. Там учится немало и украинских студентов. Они могут продолжать обучение на второй ступени в выбранном высшем учебном заведении в Польше или в иной стране Евросоюза и, соответственно, вряд ли когда-то вернутся в Украину. И это вполне устраивает украинских родителей таких студентов. Ведь, например, Перемышль находится всего в 15 километрах от украинско-польской границы – это очень удобно, даже прямой поезд есть.

 

 

Родители, которые хотят лучшей доли для своего ребенка, естественно, понимают, что их сын или дочь никогда больше не будут жить рядом с ними. Но они осознают, что в противном случае им придется влачить в своей стране достаточно жалкое существование. По меньшей мере около 40 тысяч украинских подростков уже являются студентами только польских вузов (не говоря уже о дальней загранице). В этом году их будет еще больше, в связи со стипендиальной свистопляской нашего правительства.

 

 

Наш внутренний умник, экс-журналист, а ныне целый нардеп Мустафа Найем написал в Facebook, что, мол, уезжая за границу, мы «капитулируем как поколение. Я понимаю, что многим из нас тяжело, особенно тем, кто имел возможность почувствовать или знать, как все может быть и «как хорошо там». Но я не понимаю аргумента «здесь ничего не поменяется», «здесь нет перспектив» и «пошли они все, пусть живут тут сами». Потому что для меня вопрос эмиграции – это, в первую очередь, вопрос достоинства, гордости, а если совсем просто – я банально не хочу сдавать…». Вот такой себе интеллектуал и патриот.

 

 

Рассуждать о капитуляции, гордости, вопросах достоинства после всего, что сотворили со страной Найем сотоварищи за последнее время: «ампутация» Крыма, почти 11 тыс. официальных, по версии ООН, жертв конфликта на Донбассе, запредельные платежки за отопление и цены на продукты первой необходимости – это, знаете ли, слишком… К тому же, повторимся, украинское государство узаконенным грабежом своих же граждан как бы указывает нам на выход, который и есть вход: паспортный контроль, пограничный контроль, таможенный... Езжайте все. Меньше людей – меньше проблем. Землица-то останется…

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

Источник Позиция