Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Константин БРЫЛЬ: «Политический популизм – главное препятствие в работе!»

Константин БРЫЛЬ: «Политический популизм – главное препятствие в работе!»

Категорія: Політика, Регіон
Константин БРЫЛЬ: «Политический популизм – главное препятствие в работе!» Должность губернатора предполагает, что он несет ответственность за все происходящее в области, которой руководит. Не существует вузов, где обучали бы тому, как управлять регионом. Но очевидно, что человек, занимающий этот пост, должен быть прагматиком, умеющим при любых обстоятельствах достигать поставленной цели. Уважение к людям, глубокие знания, неиссякаемая работоспособность и региональный патриотизм – также обязательны.
 
 

Всеми этими качествами в полной мере обладает председатель Запорожской областной государственной администрации Константин Брыль. Недавно он дал ПОЗИЦИИ большое интервью, которое мы и предлагаем вашему вниманию.

 

– Константин Иванович, на Ваш взгляд, насколько успешно сегодня проходит в Запорожской области объявленная в стране реформа децентрализации власти?

– Нам есть чем гордиться. Сегодня Запорожская область является одной из лучших по внедрению децентрализации в Украине, входит в пятерку лидеров. В 2015 году было создано 6 громад, в 2016 – 18. Таким образом, свыше 30% населения области теперь живут в объединенных территориальных громадах. Но, безусловно, главным достижением следует считать изменение сознания людей, которые благодаря реформе понимают, что именно от них зависит будущее.

 

– Создание громад – это не только решение организационных вопросов административно-территориального устройства, но и делегирование права на сбор налогов в районы области, в целом ответственность и контроль движения финансовых потоков. Насколько, по Вашему мнению, избираемые руководители громад способны нести такую ответственность?

– Если говорить о тех главах объединенных территориальных громад, которые уже избраны, мне не приходилось слышать, чтобы кем-то из них были недовольны земляки. Напротив, они доказали, что способны сами решать вопросы местного уровня и нести ответственность за принятые решения. Это наглядно демонстрирует освоение государственной субвенции на развитие инфраструктуры: выделенные 46 млн 553 грн были освоены на 96,49%. Субвенция из областного бюджета, в размере 5 млн грн, которую также получили первые 6 громад, освоена на 99,96%.

 

Данные средства потрачены на необходимые людям, живущим в громадах, проекты: ремонт дорог, школ, больниц, уличное освещение и так далее. Руководители громад работают и параллельно постигают азы управления на практике, активно сотрудничают с областной властью, обмениваются опытом, учатся на ошибках и успехах друг друга. Мы со своей стороны стремимся помочь им во всем, оказываем методологическую и организационную поддержку. Также включаем объекты, находящиеся на территории громад в проекты, которые финансируются из областного бюджета. Не могу не упомянуть о таком новшестве как создание инвестиционных паспортов громад. Мы первые в Украине, кто пошел по этому пути. К слову, объем собственных бюджетов шести ОТГ, созданных на территории Запорожской области в 2015 году, по итогам 2016 года, составил 95,2 млн грн (без учета трансфертов). Это в 2,9 раза больше, чем за 2015 год.

 

– Какова роль областной государственной администрации в новой структуре формирующейся власти? Насколько больше полномочий получат громады после завершения реформы?

– Запорожская областная государственная администрация играет одну из ключевых ролей в формировании новой структуры власти в регионе. Согласно закону Украины «О добровольном объединении территориальных громад», администрация формирует проект Перспективного плана объединения, оказывает организационную, правовую, методологическую и консультативную поддержку ОТГ области в процессе их создания и начальном этапе функционирования. Там, где формат объединения, предложенный кабминовской концепцией, противоречит нуждам населения, мы меняем Перспективный план. Выходим на облсовет, принимаем решение. Затем на его основании выступаем с инициативой перед Кабинетом министров. Не было случая, чтобы нам отказали. Кроме того, ЗОГА способствует институциональному и инфраструктурному развитию объединенных громад. Как я уже говорил, из областного бюджета в 2016 году было выделено 5 млн грн на проекты ОТГ Запорожской области. На текущий год мы также разработали региональную программу поддержки громад, которая предусматривает ассигнования из областного бюджета в размере 24 млн грн. Что касается полномочий громад, действительно, их права, функции и обязанности на сегодняшний день существенно расширились. Все ОТГ получают полномочия как у городов областного значения, переходят на прямые межбюджетные отношения с Госбюджетом, получают дополнительный финансовый ресурс в размере 60% НДФЛ и субвенцию на формирование инфраструктуры, согласно плану социально-экономического развития.

 

– Кто в контексте децентрализации будет отвечать за состояние дорог?

– Я убежден, что дороги государственного значения должны остаться за государством. С дорогами местными – все ясно. Со временем они отойдут к громадам. Если же говорить о дорогах государственных, то в 2017 году правительство решило посвятить их капитальному ремонту за счет бюджетных средств. О создании дорожного фонда уже говорили и президент, и премьер-министр. В прошлом году на эти нужды было выделено 6 млрд грн, в нынешнем году – 30 млрд. Но есть одна очень большая проблема, которую мы наблюдаем и на территории Запорожской области. У нас субъектом дорожного строительства является старая система «Укравтодор». Мощности, которые у них есть, не позволяют качественно и в срок осваивать выделенные деньги. Чтобы решить эту проблему, нужно создать логистическую сетку асфальтобетонных заводов, обновить парк техники. Только тогда можно будет о чем-то говорить. На сегодня область просит у «Укравтодора» 1,2 млрд на дороги области, без учета суммы на строительство мостов. В прошлом году на них было выделено свыше 400 млн грн, но 200 млн из них запланировали на мосты, и включили эти средства в систему «Укравтодора». Только недавно ушедший из жизни народный депутат Украины Петр Ванат, работавший в бюджетном комитете Верховной Рады, смог добиться, чтобы в бюджете на 2017 год деньги на мосты прописали отдельной строкой. Еще скажу, что подход к финансированию дорог в Запорожской области скоро изменится. Стартовал эксперимент, суть которого заключается в том, что внеплановые таможенные платежи будут использоваться на развитие дорог региона. Подобное начинание очень хорошо зарекомендовало себя в других областях.

 

– Ни для кого не секрет, что за двадцать пять лет независимости в Украине разрушена система подготовки управленческих кадров, основанная на формировании резерва и их системном обучении. Видите ли Вы в этом проблему, и как сегодня формируется аппарат управленцев областного, центрального уровня?

– Помните, как в свое время говорили:«Кадры решают все»? И от этого никуда не денешься. Кадровый вопрос – один из наиболее актуальных и проблемных для органов исполнительной власти. Особенно нехватка высококвалифицированных профессионалов ощущается на уровне сельских советов и объединенных территориальных громад. Сегодня областная власть уделяет этому большое внимание, постоянно организовывая обучающие семинары для представителей ОТГ в сфере бюджетных отношений, медицины, образования, социальной защиты населения и многим другим направлениям. Кроме того, на базе Центра повышения квалификации и переподготовки госслужащих в Запорожской области регулярно проводятся всевозможные обучающие мероприятия, позволяющие нам формировать кадровый потенциал исполнительной власти. Также на государственном уровне запущена программа U-LEAD (Программа поддержки ЕС реформы децентрализации власти в Украине). В рамках ее реализации открыт Запорожский региональный «Центр развития местного самоуправления», одной из главных функций которого будет подготовка и обучение персонала для органов государственного и самоуправления на региональном и местном уровнях.

 

– Константин Иванович, Вы часто присутствуете на сессиях областного совета. Как Вы считаете, насколько продуктивна и конструктивна его работа?

– Вы знаете, я помню разные сессии облсовета. В том числе, где определенные политические силы устраивали такие демарши, за которыми не стояло ничего, кроме популизма и нежелания признать достижения власти. Я вообще считаю, что политический популизм – это главное препятствие в работе! Именно он, по моему глубокому убеждению, мешает развиваться нашей стране. И мнекак главе облгосадминистрации, популизм мешает работать больше всего! Когда в дело вмешивается политика, ты видишь, что вместо консолидации и плодотворной работы на благо Запорожского края люди начинают заниматься самопиаром. Причем иногда так увлекаются, что, видимо, забывают, для чего жители области доверили им депутатские мандаты. Перед новым годом пытались принять бюджет. Возникла непонятная ситуация. Все прекрасно понимали, что должны голосовать только за рамочный бюджет, расписывать постатейно его будут потом. И что началось? Обвинения в коррупции и так далее. Считаю, что все они были безосновательны. Меня очень обрадовало, что на последнем пленарном заседании мы все-таки пришли к консенсусу с главами фракций, и бюджет был принят. Ведь это не просто главный финансовый документ Запорожского края, но и благосостояние наших граждан. Заставить людей еще какое-то время жить по 1/12 – было бы настоящим саботажем!

 

– Насколько удовлетворяет существующим запросам бюджет области на 2017 год? Какие его статьи наиболее болезненны для Запорожского региона?

– Прежде всего, стоит отметить, что повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, согласно законодательным актам, полностью обеспечено. Большим достижением я считаю и то, что объем средств, направленных на оплату труда, вырос почти на 50%. Что касается взаимоотношений с государственным бюджетом, то в нем на 2017 год для Запорожской области предусмотрено 9474,7 млн грн, что на 16,5%, или на 1334,6 млн грн больше, чем в 2016-м. Среди них трансферты, которые не выделялись ранее:

 

 

– предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями (инклюзивные классы) – 31,1 млн грн;

– приобретение ангиографического оборудования – 6,7 млн грн;

– возмещение стоимости лекарственных средств для лечения отдельных заболеваний – 22,5 млн грн;

– дополнительная дотация на финансирование переданных из государственного бюджета расходов по содержанию учреждений образования и здравоохранения – 703,5 млн грн. Напомню, что этот пункт – очень болезненный для нас. Сейчас расходы на коммунальные услуги и так далее переданы на местный уровень. Это оттягивает из бюджета развития внушительные суммы.

Также для Запорожской области в государственных программах предусмотрены средства на препараты и оборудование для медицинских учреждений на сумму – 225,7 млн грн (на 59,6% или 84,3 млн грн больше, чем в 2016 году). Я считаю, что это очень важно. Так как состояние медицины сегодня не только в Украине, но и в Запорожской области – удручающее! В общем, процесс сотрудничества руководства области и центральных органов власти налажен и имеет позитивные результаты. Разумеется, мы продолжим это сотрудничество.

 

– Ваш взгляд на то, насколько успешно в области идут реформы здравоохранения, образования и в социальной сфере? Влияет ли областная власть на эти процессы, идущие на территории уже сформированных громад? И кто будет в дальнейшем, после завершения реформы, отвечать за работу больниц, школ, ПТУ, находящихся на территории громад?

– Запорожская область активно включилась в процесс реформирования системы образования. На общенациональном уровне наш регион – в числе лидеров. Ведь не зря же наша область первой вошла во Всеукраинский эксперимент по внедрению инклюзивного образования. Проект, которым руководит супруга нашего президента – Марина Анатольевна, работает под патронатом Благотворительного фонда Порошенко. Его цель – обеспечить равные условия для получения качественного образования всеми учащимися – в том числе и с особыми образовательными потребностями. Что касается опорных школ, которых в громадах существует четыре с восьмью филиалами, мы провели глубокий анализ и увидели – одним из главных условий нормальной работы образования является подвоз детей к школам. Чтобы решить этот вопрос, нами была начата программа «Школьный автобус». На условиях софинансирования (70% – госбюджет, и 30% – местный бюджет) было приобретено 18 школьных автобусов, в том числе два автобуса для ОТГ – Преображенской и Воскресенской. Но мы не планируем останавливаться на этом. Школьный автобус должен быть в каждой громаде. Кстати, на 2017 год из госбюджета Запорожской области предусмотрено 7,4 млн грн образовательной субвенции для поддержки ОТГ и 5,6 млн грн для закупки школьных автобусов для районов области. Если говорить об управлении учреждениями профтехобразования в громадах, действительно, такая проблема существует. Но я считаю, что право руководить ими должно остаться за профильным департаментом ОГА. Тем более что об этом говорит и закон «Об образовании». Проблемной остается и сфера здравоохранения. За годы независимости Украины она никогда серьезно не реформировалась. Попытки что-то изменить растягивались на долгие годы, и чаще всего сводились к декларированию необходимых реформ. На сегодня уже окончательно определено, что приоритетным направлением будет развитие первичного звена оказания медицинской помощи населению. Также мы знаем, что решением Кабинета министров Украины утвержден порядок создания госпитальных округов. Рабочей группой было принято решение о создании пяти округов: Запорожского, Бердянского, Мелитопольского, Пологовского и Васильевского. Решение уже направлено в Киев на согласование. Ждем вердикта Кабмина. Скажу и о том, что в прошлом году наконец-то было завершено капитальное обновление оперативно-диспетчерской службы – линии «103». Она оснащена новым программным обеспечением и мощностями. В настоящее время выполняются наладочные работы и обучение персонала в тестовом режиме. Не бездействует область и в социальной сфере. Департаментом социальной защиты населения облгосадминистрации на территориях ведется комплексная планомерная работа.

 

– В заключение не могу не спросить о судьбе наших многострадальных мостов через Днепр – насколько они были профинансированы в 2016 году? Какие первоочередные мероприятия следует провести в 2017?

– Финансирование, безусловно, главный момент. Но важно и то, что удалось сдвинуть с мертвой точки технологическую и юридическую часть. Последняя – основа всех имевшихся противоречий. Я благодарен правительству Украины за решение вопроса возобновления работ на данном строительстве. В 2016 году было осуществлено финансирование работ из государственного бюджета на сумму 200,6 млн грн. Из областного и городского бюджетов – в размере 32,4 млн грн. Благодаря этому с сентября прошлого года удалось оживить стройку. На сегодня готовность «первой очереди» объекта составляет 65%. При условии устойчивого финансирования сооружение автотранспортной магистрали удастся завершить за два года. Добавлю, что общая потребность в финансировании в 2017 году составляет 670 млн грн. Из государственного бюджета предусмотрено выделение 250 млн грн, из областного и городского – около 80 млн. За годы, в течение которых стройка стояла, популисты всех мастей пытались заработать себе на наших мостах политические дивиденды. Люди рассудят, кто прав, кто виноват. Но когда проезжаешь по Хортице и видишь, что работа движется, честно говоря, радуется сердце. Особенно когда понимаешь, что и ты приложил усилия к тому, чтобы это стало возможным.

 

 

Олег ВАЛИК

 

Источник Позиция

 

 

КОМЕНТАРІ (1)
axabnrg 27 лютого 2017 10:56

Обсяги освітньої та медичної субвенції збільшеноу 2017 роціна 8 і 11 млрд грн відповідно

          1