Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Григорий САМАРДАК: «Эффективное управление – залог самодостаточности региона»

Григорий САМАРДАК: «Эффективное управление – залог самодостаточности региона»

Категорія: Політика, Регіон
Григорий САМАРДАК: «Эффективное управление – залог самодостаточности региона» Глава Запорожского областного совета – хозяйственник, менеджер, при этом не исключает известного постулата: «Если не заниматься политикой, то политика займется тобой». Ему не нравится слово «компромисс», но, как считает чиновник, «мы живем в то время, когда необходимо избегать острых углов и уходить от конфликтов, чтобы не накалять обстановку». Он убежден, что выстраивать стратегию реформирования региона необходимо на принципах экономической самодостаточности, которая осуществима при условии согласованной работы народных избранников в Запорожском облсовете.
 
 

Об аспектах работы нынешнего депутатского состава областного парламента, о реформе децентрализации, а также о перспективных планах развития региона – шеф-редактор еженедельника ПОЗИЦИЯ Сергей Знаменский беседует с председателем Запорожского областного совета Григорием Самардаком.

 

– Григорий Викторович, Запорожская область в этом году оказалась единственной, вошедшей в новый 2017 год без бюджета, который депутаты облсовета не приняли в декабре на сессии. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт.

– Несмотря на то, что проект бюджета-2017 был сформирован еще в сентябре 2016-го, и до декабря было достаточно времени – в конце года бюджет, действительно, был не принят. Причины широко освещались в СМИ. Одни депутаты в комментариях отмечали, что по некоторым позициям бюджет был недоработан департаментами. Другие – высказывали мнение, что затягивание принятия главного финансового документа ничто иное как отстаивание определенными депутатскими группами своих политических интересов.

 

Но на самом деле, в декабре, когда полным ходом шла проработка областного бюджета, правительством были приняты изменения, влияющие на формирование бюджета. В налоговое законодательство закладывались базовые параметры о норме минимальной заработной платы. Поскольку депутаты оказались не готовы проголосовать за бюджет-2017 без учета государственных нововведений, то проект был отложен.

 

Мы провели расширенное заседание бюджетной комиссии, организовали в сессионном зале открытую площадку для дискуссий и депутаты всех фракций политических партий могли высказать свою позицию. В процессе конструктивного обсуждения спорных вопросов, были внесены поправки в проект бюджета. Это важно, потому что речь идет об экономии и рациональном расходовании средств громады.

 

Если говорить в целом о процессе бюджетирования, то, на мой взгляд, правительство Гройсмана выступило с правильной инициативой, предлагая переходить от краткосрочного к долгосрочному планированию и утверждать бюджет не на год, а, к примеру, на два года. Думаю, это предложение Кабмина найдет поддержку в регионах, тем более что действующим законодательством разрешено принимать региональные бюджеты, не дожидаясь принятия государственного. Это очень хорошая норма и у местной власти появится возможность перспективного бюджетного планирования.

 

– Непринятие вовремя бюджета отразилось как-то на финансировании сегментов экономики области, на своевременной выплате новой «минималки» в 3200 грн?

– Благодаря ассигнованиям, которые были заложены как базовые в 2016-м и с которыми мы жили январь, февраль и живем сегодня, удалось выплатить заработную плату всем бюджетникам, профинансировать защищенные статьи расходов. В наших школах, больницах, детсадах обошлось без негативных явлений. Госказначейство сработало без сбоев. Да, вначале года людям не поступили положенные 3200 гривен, но они получили стабильную зарплату. Позже им выплатили недостающие средства, и никто не пострадал, что самое главное. Отмечу, что в 2014 году мы переживали более сложные времена.

 

– Сегодня концептуальным вопросом в децентрализации власти в стране есть процесс образования громад. По их количеству наша область – одна из ведущих в Украине. А насколько Вас устраивает качественный процесс создания громад?

– По количеству уже созданных громад (24) наша область не единственная. В соседней, Днепропетровской – 34, в Тернопольской – 36. В Запорожской области процесс идет размеренно, взвешенно… Вспоминаю тот же 2014-й, когда принимали реформу, настроения людей на территории, да и депутатов облсовета на сессиях были протестными, мол, вы опять через колено нас ломаете. Но в украинском законодательстве четко сказано: «Объединение громад осуществляется исключительно на добровольной основе» и власть не вмешивается.

 

К слову, мы изучали европейский опыт (Польша, Германия), где процесс децентрализации проходил не добровольно, а под чутким руководством центральных органов власти. Это абсолютно правильно, потому что тогда работает государственная программа и не включаются субъективные факторы. У нас в основу реформы положен принцип самодостаточности. Сможет ли громада сама себя содержать и иметь перспективу развития, обеспечить для населения качественный уровень жизни во всех сферах: образовании, первичном медицинском обслуживании, инфраструктуре, в оказании услуг чрезвычайного характера? Когда Украинский государственный институт регионального развития производил расчет, касающийся образования громад в Украине по европейскому образцу, ведомство исходило из четких экономически обоснованных составляющих по организации принципа самодостаточности. Соответствующие расчеты были заложены в План добровольного объединения громад.

 

С чем сталкиваемся на практике? К примеру, согласно этому госплану, должны объединиться пять населенных пунктов. Провели общее собрание жителей – два богатых села решили объединиться, а три, те, что послабее, оставили за территорией. Вот что иной раз стоит за этой добровольностью. Не должны небогатые территории быть предоставлены сами себе и выпадать из процесса объединения.

 

Есть вопросы и к качеству административно-управленческой работы в громадах. Так, на одной территории 60 штатных чиновников, а на другой – 18. Не вижу логики. Может, количество чиновников зависит от количества жителей? В чем причина раздувания штатов чиновников? Где экономия и рациональное расходование средств громады? Скажу больше, на данном этапе в громады идут средства из государственного и областного бюджетов, и мы анализируем их освоение. Есть громады, где руководители нарекли себя «князьками» и, получив доступ к ресурсам громады, решили не утруждать себя согласованиями и отчетами. У них и ремонты в кабинетах сделаны, и представительские автомобили куплены, и перед людьми не стыдно. Как можно жить одним днем и не думать о перспективе? Прежде всего, должны быть ответственность и совесть. Мы еще спросим за каждую бюджетную копейку из пяти миллионов, выделенных громадам из областного бюджета на развитие инфраструктуры.

У областной власти нет рычагов прямого влияния на громады, но мы внимательно наблюдаем за процессом реформы, анализируем и советом пытаемся предостеречь от ошибок. К примеру, мы прозрачно принимаем областной бюджет, такой же открытости нужно требовать и при обнародовании финансовой отчетности громад.

 

– Территориально-административная реформа, задекларированная нашим правительством – это ведь не только децентрализация финансов и создание новых организационных структур в виде громад. Что должно еще произойти, чтобы люди на территориях реально почувствовали, что они стали намного меньше зависеть от «своевольного дяди» в Киеве?

– Чтобы громада не зависела от какого-то «доброго дяди» в области или в Киеве, к которому нужно ехать выбивать деньги на ремонт водопровода, дороги, она должна быть самодостаточной. Пора самим становиться хозяевами на своей земле. Просчитайте возможности: за счет чего завтра громада сможет жить и содержать себя? Как она может планировать расходы, развитие? Например, объединилась громада с десятью населенными пунктами и понятно, жить начала не с нуля. Там имеется «наследие», скажем, из шести школ, где заполняемость15–20%. А это дополнительные затраты на содержание: отопление, воду, электроэнергию. Поэтому стоимость услуги резко повышается, то есть на бюджетную копеечку громады ложатся необоснованные затраты. Громаде придется просчитывать – сколько им нужно школ. Шесть или две? Безусловно, найдутся недовольные. Поэтому, чтобы изменения не повлияли на качество жизни людей, следует организовать доставку, питание и т.д. То есть в основе любых изменений должны быть расчеты – сколько громада сэкономит, отказавшись от четырех школ в пользу загрузки двух зданий. А пустующие можно отдать под функциональную инфраструктуру – спортивные площадки, спортзалы, места культурного досуга. Высвободившиеся средства можно перенаправить на обеспечение качественного школьного и дошкольного образования в громаде. Громадам нужно грамотно планировать свое развитие, учиться практической работе, составлению и защите своих проектов. Сегодня в этом им активно помогает правительство, международные организации, Запорожский ОПУ «Центр развития местного самоуправления»… В Запорожской области уже есть первые результаты и первые победы. К примеру, Веселовская объединенная территориальная громада вошла в число победителей конкурса, который проводила шведская компания SKL International в рамках программы U-LEAD с Европой и получила 1 миллион гривен на открытие Центра предоставления административных услуг (ЦНАП). Теперь все необходимые документы жители Веселовской громады оперативно смогут оформлять у себя на территории, не выезжая в областной или районный центр. Реформы делаются для людей и смысл их в том, чтобы люди увидели результат, почувствовали улучшение качества своей жизни.

 

– Каким образом изменятся функции нашего областного совета, который Вы сегодня возглавляете, после образования территориальных громад по всей области?

– Мы сейчас обсуждаем базовый уровень преобразований – создание громад. Когда завершится реформа, областные государственные администрации ликвидируют, и функции по управлению будут возложены на новые исполнительные структуры.

Что касается областного совета, то он был, есть и будет. Это орган законодательный, определяющий стратегию, приоритеты. Все его функции четко выписаны и отражены в законе о местном самоуправлении.

 

В Украине система местного самоуправления отличается от западных образцов. Но если мы выбрали европейский курс развития, то и законодательные нормы тоже нужно приводить в соответствие. Успешность законодательных инициатив зависит от парламентариев в Верховной Раде.

 

Сегодня мы видим, что Европа следит за ходом наших реформ и терпеливо ждет изменений в государстве. Но гораздо важнее другое – чтобы люди каждый день ощущали позитивные изменения в своей жизни, в жизни общества и страны.

 

– В областном совете сегодня 8 партий, а значит и 8 фракций. Как Вы чувствуете, при обсуждении вопросов на Согласительном совете руководителей фракций, в сессионном зале депутаты руководствуются в первую очередь отстаиванием партийных интересов или все же в целом интересами своих округов и жителей области?

– Многопартийный депутатский корпус – уникальный случай для Запорожской области и в целом для страны. Никогда еще не приходилось работать при таком количестве партий, но таковы выбор и политические предпочтения запорожцев. Депутаты руководствуются как партийными интересами, так и округов, и живущих в них людей. Это естественно. Наша задача – все восемь партий с разной идеологией объединить вокруг практической работы с целью защиты интересов региона и запорожцев.

 

Как правило, на сессиях областного совета каждая фракция декларирует партийные заявления. Нередко вносят смуту из-за противоположности мнений, разногласий и тогда сессионный зал заряжается не рабочим настроем, а желанием поспорить, доказать свое. К сожалению, окончательно отойти от этой парламентской практики нам пока не удалось. Мое убеждение – сессионный зал – не место для политических заявлений. Политика – внешняя и внутренняя – формируется в столице. И для этого у партий есть все возможности выйти на центральные телеканалы и донести гражданам свою информацию. Политика не должна мешать практической работе, принятию хозяйственных и экономических программ. Наша сила в региональной солидарности и в ответственности перед людьми. Я в этом убежден, и думаю, что именно этого ждут от нас запорожцы.

 

– На какие приоритетные направления в 2017 году обращены программы, реализуемые областным советом и общая бюджетная политика руководства области?

– Мы последовательны, у нас есть план – куда двигаться, затем – под этот план до 2020 года разрабатываются программы. У нас амбициозная цель: хотели бы подключить компании с мировым именем к разработке Стратегии развития Запорожской области. Это отправная точка для реализации остальных программ. Мы хотим, чтобы область жила с бюджетом развития, а не с бюджетом проедания. Это важно. В 2014–2015 годах наши мысли и действия были сосредоточены на обеспечении безопасности в регионе, мы боролись за мир на родной земле. А сейчас нужно идти дальше и всю энергию направлять на созидание. Важно наладить грамотную управленческую работу в области, создать условия для нормального функционирования бизнеса и поступлений налогов в бюджет. Нужно создавать хорошую конкурентную среду. Планируем привлечь к региону внимание мировых инвестиционных институтов – как государственных, так и корпораций, фирм, банков.

 

Понимаете, достойный бюджет развития – это возможность, прежде всего, реализовать больше программ социальной поддержки людей. В области активно реализуется программа «Назустрiч людям», запорожцы о ней знают, и по результату мы видим, что на такие программы есть запрос общества. Без поддержки государства людям сегодня сложно жить.

 

Знаете, я воспитан в духе социальной справедливости. Может поэтому, как финансиста и управленца, в каждом проекте меня волнует вопрос – где доля прибыли громады? В Запорожской области есть все для достойной жизни. Уникальное географическое положение, экономический и трудовой потенциал, инфраструктура, полезные ископаемые, аграрный сектор – все это наш с вами шанс быть конкурентоспособным, достаточно эффективным, успешным регионом, где людям будет комфортно и интересно.

 

Я хочу, чтобы мои дети жили в Украине – в стабильной, уверенной, теплой, мирной, прогнозируемой стране. Это не просто желание – в этом смысл моей работы и жизни.

 

Источник Позиция

КОМЕНТАРІ (1)
axabnrg 28 березня 2017 09:29

У чужий монастир зі своїм... сміттям!

          1