Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кому на Украине жить хорошо

Кому на Украине жить хорошо

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Кому на Украине жить хорошо В прошлом году много шума в информационном пространстве наделало исследование международной организации Oxfam, согласно которому 8 богатейших людей мира обладают состоянием равным состоянию беднейшей половины (!) всего человечества, то есть более чем 3,5 миллиардов людей!
 

Исследование в очередной раз подтверждает существование и увеличение разрыва между богатейшими и беднейшими жителями планеты. Верен этот вывод и в отдельности для большинства стран. С той лишь разницей, что в богатых и развитых странах пропасть меньше, чем в бедных и развивающихся.

 

В Украине – своя пустыня между богатыми и бедными. Так, например, за 2015 год более 4500 наших сограждан задекларировали доход более чем в миллион гривен. При этом зарабатывают они в среднем гораздо больше, чем этот самый миллион в год. Их общий доход превысил 24,5 млрд грн. Это почти половина от всех задекларированных доходов украинцев в том году. Роман Насиров, возглавлявший ГФС в мае 2016-го (время подведения итогов декларирования за 2015-й), сообщал, что всего граждане отчитались о 49,5 млрд грн дохода. Всего декларантов тогда набралось по стране 550 тысяч.

 

То есть мы говорим о примерно 1% очень богатых по отечественным меркам людей, что в свою очередь тоже является обычной для большинства стран цифрой.

 

Но для развитых стран необычным было бы облагать налогом эту группу сверхбогатых граждан точно такими же налогами, которыми облагается все население: от учителей до, между прочим, военных (их хоть от военного сбора освободили).

 

Прогрессивный налог, то есть рост ставки налога вместе с ростом доходов – далеко не «коммунистическая» или «социалистическая» мера (более, того она противоречит как раз таки повальной «уравниловке»). Повышенные ставки подоходного налога для самых богатых граждан – обычное дело для европейских стран. Там тысяча наших миллионеров заплатила бы не 18% налога на доходы физлиц (НДФЛ), а все 30% или 40%. Во Франции – вообще до 75%, хотя это, конечно, наиболее радикальный и непоказательный случай.

 

Классовое сознание

Да, мы можем согласиться – в соответствии с нашими еще «совковыми» понятиями – что тянуть вверх ставки налога для состоятельных и активных граждан контрпродуктивно, якобы не будет мотивации делать качественный скачок вверх, становиться предпринимателем, средним классом. Но дело в том, что как раз средний класс сейчас угнетаем введенными в прошлом году налогами для физлиц-предпринимателей и малого и среднего бизнеса, а теперь уже и трудовыми инспекциями, готовыми наложить 320 тысяч гривен штрафа за неоформленного сотрудника. А это сумма, способная в прямом смысле уничтожить даже не самый маленький бизнес.

 

Но 4500 людей на всю страну, зарабатывающих 24,5 млрд грн в год – это и близко не средний класс. Ни по соотношению доходов, ни по количеству людей. В среднем 5–6 млн грн личных заработков дает нам право говорить именно о сверхдоходах.

 

Если бы по отношению к этой базе налогообложения в 24,5 млрд грн применялась бы «европейская» ставка в 30–40%, то поступления в бюджеты разных уровней составили бы не сотни миллионов гривен, а почти 10 млрд. Именно так – «бюджеты» во множественном числе, так как большая часть НДФЛ идет в местные бюджеты тех населенных пунктов, где состоит на учете налогоплательщик. То есть местные бюджеты, из которых финансируются благоустройство улиц, ремонты дорог, иногда – питание в школах и детсадах, с недавних пор – содержание ПТУ и многое другое, получили бы значительные поступления от переформатирования одного-единственного налога по примеру, между прочим, не самых бедных стран с не самыми глупыми лидерами.

 

Богатые будут богаче

На практике же НДФЛ для богатейших украинцев... уменьшается.

 

Так как количество богатых людей в Украине не очень велико, мало кто обратил внимание на то, что год назад они получили даже снижение своих налоговых расходов. Напомним, что в 2016-м году правительство и Верховная Рада совместными усилиями снизили налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Теперь работодатель и сотрудник совместными усилиями отдают в казну не более 50%, как это было раньше, а 41,5%. (И это все равно оставляет нас в ряду стран с высокой налоговой нагрузкой на личные доходы: меньше нас платят в Швейцарии – 22,2%, в Британии – 30,8%, в Исландии – 34%, в Южной Корее – меньше 22%, в Канаде – 31,6% и еще во многих более бедных странах).

 

Общее налогообложение действительно снизилось значительно – почти на 1/5. Но нагрузка на фонд оплаты труда комплексная: включает налог на доходы физических лиц, «социальные» отчисления, в том числе в Пенсионный фонд, военный сбор. Так вот, в результате этой реформы НДФЛ для большинства населения не снизился, а повысился, тогда как для богатейших людей страны, наоборот, стал меньше! Вместо дифференцированного налога – от 15% для большинства граждан (с доходом меньше 10 минимальных зарплат) до 20% для богатейших – был введен единый НДФЛ в 18%. То есть по данной конкретной статье расходов граждане с низким и даже средним доходом стали платить больше, а богатые – меньше. Как по классике: бедные беднеют, богатые богатеют.

 

А добились снижения налоговой нагрузки за счет урезания единого социального взноса... как раз в то время, когда само же правительство стенает о дефиците Пенсионного фонда.

 

Кроме того, в 2016 году снизился инвестиционный налог, которым облагались, в том числе, и доход с депозитов, точнее стал равен единому НДФЛ: с 20% до 18%. То есть и тут в наиболее выигрышном положении оказались самые обеспеченные слои населения.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

Источник Позиция