Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Президент-«заочник»

Президент-«заочник»

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Президент-«заочник» В середине марта парламент принял и поддержал во втором чтении и в целом законопроект об «усовершенствовании механизмов заочного судопроизводства». На рассмотрение и поддержку этого документа были брошены немалые силы власти – и результат налицо: внесенный в середине декабря проект уже к середине марта был направлен на подпись президенту. К слову, законопроект был принят силами «необъявленной коалиции» (БПП- «Народный фронт» – «Відродження» – «Воля народу») и ситуативно присоединившейся к ней «Батькивщины».
 

Усердие провластных кругов легко понять: главное «усовершенствование», которое дает этот законопроект – расширение полномочий Генпрокуратуры по так называемому «делу Януковича». Во-первых, продлевается срок, за который ведомство Юрия Луценко может инициировать заочный суд над прошлым президентом: если бы нормативно-правовой акт не был принят, этот срок истекал бы 15 апреля. Во-вторых, заочный суд можно будет проводить по статье за создание преступной группы (что помимо прочего вменяется Януковичу).

 

 

Утверждение, что заочное судопроизводство «усовершенствуется» «под Януковича» и других «папередников», не произносится шепотом и в кулуарах. Наоборот – этот тезис громогласно озвучивают с трибун и в прямых эфирах. Более того, генпрокурор и другие представители власти используют этот аргумент как козырь: мол, благое дело делаем. Немыслимые для правовой страны заявления о принятии закона «под» конкретных людей! Избирательное правосудие. За избирательное (выборочное) правосудие, в том числе, люди шли «валить Янковича» в 2013–2014-м. Впрочем, как мы еще скажем ниже, как раз Януковича и компанию законодательные новеллы коснутся опосредовано (правда, того же нельзя сказать об имуществе фигурантов дел прошлой власти).

 

 

Вспомним, что заочное судопроизводство и так действует в Украине – соответствующие законодательные изменения стали одними из ключевых для новой постреволюционной власти. Но к этим новациям были претензии этического плана. 16 января 2014 года, как мы помним, усилиями Партии регионов были приняты «диктаторские законы» (впоследствии подписанные Януковичем), среди которых были нормы и о заочном судопроизводстве. Они спровоцировали обострение ситуации на Евромайдане. И в результате удалось добиться отмены «диктаторских законов»... ценой нескольких жизней и десятков увечий по обе стороны баррикад.

 

 

А еще позже люди, получившие свои посты благодаря революции, ввели – только уже на дольше – и заочное судопроизводство, и многие другие нормы, которые в январе 2014-го сочли бы плевком в демократию и свободу. Конечно, все это под благим предлогом наказания старой власти. В 2014–2015-м нас пытались убедить, что все самые жесткие законы временные и только для конкретных «нехороших людей». В 2017-м мы видим только расширение карательных полномочий во времени и пространстве. Ну и лишним будет напоминание, что ни заочный, ни очный суд не отправил за решетку никого из высокопоставленных «папередников».

 

Миражи

Возможно, кто-то в Украине еще пребывает в иллюзиях, что Виктора Януковича будет легче арестовать и привлечь к ответственности, если он будет в розыске как уже осужденный заочным судом человек. Наверное, этими иллюзиями тешит себя даже генпрокурор. Но золотая клетка, в которой сейчас находится беглый экс-президент, выглядит достаточно прочной. Выдача его из России (как и в свое время выдача Надежды Савченко, кстати) вообще не зависит от законодательства и выписанных Киевом бумажек – вопрос только в политической конъюнктуре и кулуарных договоренностях. (Туда же, в мир иллюзий мы, к сожалению, отправим и фантазии об «украинском Моссаде», который сможет беглеца отбить и выкрасть с чужой территории).

 

 

То есть заочный суд над Януковичем и компанией может стать отличным шоу, пиар-инструментом для власти и конкретно генпрокурора. Может открыть некоторые, теперь уже исторически важные, данные о событиях недавнего прошлого, или дать новые возможности для манипулирования имуществом заочно осужденных «бывших» – и это дополнительный «бонус» для власти. Такой же, как и злополучный законопроект о спецконфискациях. Но перспективы реального привлечения кого-то из бывших высокопоставленных чиновников и депутатов к ответственности через заочный суд весьма туманны. И по причинам, которые мы назвали выше, и потому что такие судебные решения могут быть успешно опротестованы. Поводов-то масса: от того самого выборочного правосудия до массы мелких юридических недоработок.

 

И ПР, и РПР

Что же остается в сухом остатке, если отбросить разговоры о заочном осуждении «семьи»? Документ, который жестко раскритикован с юридической точки зрения очень широким кругом экспертов: от бывших членов команды Януковича и ПР до группы «Реанимационный пакет реформ», которых, мягко говоря, трудно заподозрить в симпатиях к беглому экс-президенту. Все они указывают на попрание писанных и неписанных юридических правил, в том числе и несоответствие международному законодательству. РПР вообще бьет в набат об откате законодательства до уровня 2012 года.

 

 

И тревога экспертов понятна. Януковичу не помешают сидеть в Ростове или Подмосковье и сохранять приличный капитал хоть 10 таких законов. А вот «повернуть» заочное судопроизводство – очень просто и эффективно. Можно без особых трудностей судить участников блокады Донбасса, политическую оппозицию, СМИ, антикоррупционеров...

 

Дмитрий ЕГОРОВ

 

Источник Позиция