Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Иллюзия реформ?

Иллюзия реформ?

Категория: Позиция » Cтатьи » Реформы
Иллюзия реформ? 21 марта Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении законопроект №4334 «О внесении изменений в закон «О теплоснабжении». За это решение проголосовало 228 народных избранников. Как заявлено, цель документа – стимулирование производства тепла из альтернативных источников энергии. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
 
 

Учитывая, что тема энергоэффективности не утрачивает актуальности для нашей страны, новый закон коснется и жителей Запорожской области. Сразу же после принятия в первом чтении 22 сентября 2016 года, документ стал предметом жарких дискуссий, которые не стихают до сих пор. Учитывая это, мы попытались разобраться в его главных положениях.

 

О чем закон

Во-первых, он предусматривает, что тарифы на тепловую энергию для населения и бюджетных организаций, которая вырабатывается из альтернативных источников, на 90% от действующих в населенном пункте тарифов на тепловую энергию из газа, теперь будут устанавливать органы местного самоуправления.

 

Во-вторых, лицензирование областными государственными администрациями хозяйственной деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, которая вырабатывается с использованием альтернативных источников.

 

Эксперты отмечают, что принятый законопроект позволит решить сразу две застарелые проблемы. Так, сегодня при установлении тарифов на тепло Нацрегулятором (НКРЭКУ) применяется принцип «себестоимость +6%». Он достался нам в наследство от советских времен, и сегодня абсолютно не отвечает реалиям рыночной экономики.

 

Он «стимулирует» производителя тепловой энергии завышать всеми возможными способами себестоимость, поскольку его рентабельность является 6% от себестоимости. Чем больше себестоимость – тем выше доход. Платить за увеличенную себестоимость будут, конечно же, потребители.

Кроме того, он абсолютно не стимулирует ни Теплокоммунэнерго, ни частных инвесторов вкладывать средства в такие проекты, у государства и коммунальных предприятий денег также нет.

 

Отметим, что у инвестора всегда есть альтернатива положить свои средства на депозит в надежный банк. Например, Ощадбанк заплатит в таком случае 15,5% годовых. Так какой же тогда смысл вкладывать в альтернативную котельную под 6%, при этом сильно рискуя?

 

Еще один недостаток существующей практики тарифообразования: все производители тепловой энергии из альтернативных источников утверждают свой тариф в Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ). Их уже сейчас более трехсот, и каждый из них везет расчеты своей себестоимости регулятору, а тот проверяет сотни этих расчетов и заявлений.

 

К чему это приводит? Регулятор перезагружен и не может рассмотреть эти тарифы в короткие сроки. Типичные ожидания – от трех до шести месяцев. Как правило, в это время уже идет отопительный сезон и приходится работать без установленного тарифа, что является грубым нарушением законодательства.

 

Принятый законопроект решает эти проблемы: в рамках децентрализации он предусматривает передачу полномочий по установлению расценок органам местного самоуправления, где тариф на альтернативное тепло будет устанавливаться по простой и понятной формуле, не требуя многостраничных расчетов и проверок. Он обеспечивает минимально приемлемый уровень рентабельности для привлечения инвестиций в эту отрасль. Причем утверждается тариф в профильных отделах исполкомов органов местного самоуправления, чем решается проблема очередей в НКРЭКУ.

 

Только плюсы?

Что же даст реализация принятого законопроекта №4334 на практике? В целом эксперты выделяют пять положительных моментов:

– потребитель станет гарантированно получать альтернативное тепло, которое будет на 10% дешевле, чем газовое. Это постепенно снизит цену тепловой энергии для конечного потребителя;

– будет сделан первый шаг к преодолению монополии в производстве тепла, даст толчок к развитию конкуренции. Закон станет первым шагом к созданию конкурентного рынка тепловой энергии;

– появится возможность создать новый кластер украинской экономики, новые рабочие места;

– уменьшится потребление и импорт газа, улучшится торговый баланс, снизится давление на гривну, возрастет энергетическая безопасность страны;

– принятый законопроект приведет к значительному положительному макроэкономическому эффекту.

Впрочем, есть скептики, не разделяющие оптимизма в отношении данного закона. Высказать свое мнение ПОЗИЦИЯ попросила представителя разработчиков проекта ЕГСМ («Единой государственной системы мониторинга производства, поставок, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги») Александра Козыряцкого.

– Закон №4344 – это ничто иное как имитация реформ, очередная попытка выдать желаемое за действительное. После имплементации

 

Соглашения об ассоциации Евросоюз потребовал, чтобы энергоэффективность страны была приведена в соответствие с принятыми там нормами. Вместо этого мы снова видим, мягко говоря, наплевательское отношение к потребителю. Ну не могут в каждом городе или области устанавливать свои собственные тарифы! Правила должны быть одинаковы для всех. Не сложно догадаться, к чему это приведет. Может получиться так, что будет разрушена не только генерация энергии, но и страна в целом. Причина одна – отсутствие прозрачного балансового рынка. В том-то и дело, что принятый закон не только не устанавливает правила игры на рынке, но и вообще не формирует его. Не побоюсь сказать – принятие этого закона является прямой угрозой экономической и национальной безопасности страны. Я уже не говорю о том, что все экономические законы должны проходить экспертизу в Национальной академии наук Украины. Интересно, кто-нибудь об этом вспомнил?

 

Ашот БАЛАЯН

 

Источник Позиция

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: