Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Иллюзия реформ?

Иллюзия реформ?

Категорія: Позиція » Статті » Реформи
Иллюзия реформ? 21 марта Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении законопроект №4334 «О внесении изменений в закон «О теплоснабжении». За это решение проголосовало 228 народных избранников. Как заявлено, цель документа – стимулирование производства тепла из альтернативных источников энергии. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
 
 

Учитывая, что тема энергоэффективности не утрачивает актуальности для нашей страны, новый закон коснется и жителей Запорожской области. Сразу же после принятия в первом чтении 22 сентября 2016 года, документ стал предметом жарких дискуссий, которые не стихают до сих пор. Учитывая это, мы попытались разобраться в его главных положениях.

 

О чем закон

Во-первых, он предусматривает, что тарифы на тепловую энергию для населения и бюджетных организаций, которая вырабатывается из альтернативных источников, на 90% от действующих в населенном пункте тарифов на тепловую энергию из газа, теперь будут устанавливать органы местного самоуправления.

 

Во-вторых, лицензирование областными государственными администрациями хозяйственной деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, которая вырабатывается с использованием альтернативных источников.

 

Эксперты отмечают, что принятый законопроект позволит решить сразу две застарелые проблемы. Так, сегодня при установлении тарифов на тепло Нацрегулятором (НКРЭКУ) применяется принцип «себестоимость +6%». Он достался нам в наследство от советских времен, и сегодня абсолютно не отвечает реалиям рыночной экономики.

 

Он «стимулирует» производителя тепловой энергии завышать всеми возможными способами себестоимость, поскольку его рентабельность является 6% от себестоимости. Чем больше себестоимость – тем выше доход. Платить за увеличенную себестоимость будут, конечно же, потребители.

Кроме того, он абсолютно не стимулирует ни Теплокоммунэнерго, ни частных инвесторов вкладывать средства в такие проекты, у государства и коммунальных предприятий денег также нет.

 

Отметим, что у инвестора всегда есть альтернатива положить свои средства на депозит в надежный банк. Например, Ощадбанк заплатит в таком случае 15,5% годовых. Так какой же тогда смысл вкладывать в альтернативную котельную под 6%, при этом сильно рискуя?

 

Еще один недостаток существующей практики тарифообразования: все производители тепловой энергии из альтернативных источников утверждают свой тариф в Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ). Их уже сейчас более трехсот, и каждый из них везет расчеты своей себестоимости регулятору, а тот проверяет сотни этих расчетов и заявлений.

 

К чему это приводит? Регулятор перезагружен и не может рассмотреть эти тарифы в короткие сроки. Типичные ожидания – от трех до шести месяцев. Как правило, в это время уже идет отопительный сезон и приходится работать без установленного тарифа, что является грубым нарушением законодательства.

 

Принятый законопроект решает эти проблемы: в рамках децентрализации он предусматривает передачу полномочий по установлению расценок органам местного самоуправления, где тариф на альтернативное тепло будет устанавливаться по простой и понятной формуле, не требуя многостраничных расчетов и проверок. Он обеспечивает минимально приемлемый уровень рентабельности для привлечения инвестиций в эту отрасль. Причем утверждается тариф в профильных отделах исполкомов органов местного самоуправления, чем решается проблема очередей в НКРЭКУ.

 

Только плюсы?

Что же даст реализация принятого законопроекта №4334 на практике? В целом эксперты выделяют пять положительных моментов:

– потребитель станет гарантированно получать альтернативное тепло, которое будет на 10% дешевле, чем газовое. Это постепенно снизит цену тепловой энергии для конечного потребителя;

– будет сделан первый шаг к преодолению монополии в производстве тепла, даст толчок к развитию конкуренции. Закон станет первым шагом к созданию конкурентного рынка тепловой энергии;

– появится возможность создать новый кластер украинской экономики, новые рабочие места;

– уменьшится потребление и импорт газа, улучшится торговый баланс, снизится давление на гривну, возрастет энергетическая безопасность страны;

– принятый законопроект приведет к значительному положительному макроэкономическому эффекту.

Впрочем, есть скептики, не разделяющие оптимизма в отношении данного закона. Высказать свое мнение ПОЗИЦИЯ попросила представителя разработчиков проекта ЕГСМ («Единой государственной системы мониторинга производства, поставок, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги») Александра Козыряцкого.

– Закон №4344 – это ничто иное как имитация реформ, очередная попытка выдать желаемое за действительное. После имплементации

 

Соглашения об ассоциации Евросоюз потребовал, чтобы энергоэффективность страны была приведена в соответствие с принятыми там нормами. Вместо этого мы снова видим, мягко говоря, наплевательское отношение к потребителю. Ну не могут в каждом городе или области устанавливать свои собственные тарифы! Правила должны быть одинаковы для всех. Не сложно догадаться, к чему это приведет. Может получиться так, что будет разрушена не только генерация энергии, но и страна в целом. Причина одна – отсутствие прозрачного балансового рынка. В том-то и дело, что принятый закон не только не устанавливает правила игры на рынке, но и вообще не формирует его. Не побоюсь сказать – принятие этого закона является прямой угрозой экономической и национальной безопасности страны. Я уже не говорю о том, что все экономические законы должны проходить экспертизу в Национальной академии наук Украины. Интересно, кто-нибудь об этом вспомнил?

 

Ашот БАЛАЯН

 

Источник Позиция