Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Символическое тление

Символическое тление

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Символическое тление На прошлой неделе Международный суд Организации Объединенных Наций принял промежуточное решение по делу «Украина против России». Рассматривал он два основных момента: ликвидацию расовой дискриминации в аннексированном Крыму и финансирование Кремлем террористических группировок на Донбассе. Несмотря на то, что украинские дипломаты старательно трубят о победе в этом судебном раунде, есть ряд моментов, позволяющих усомниться в успехе.
 

Сначала и коротко –по поводу Крыма. Действительно, служители Фемиды от ООН постановили, что дискриминация на полуострове в отношении крымских татар существует. И обязали российскую власть воздержаться от усугубления ситуации, в том числе разобраться с запретом деятельности «Меджлиса», и обеспечить доступность образования на этой территории на украинском языке. Ура – 1:0. Правда, в самом Крыму с реакцией не затягивали. «Обратного пути нет. Мы не пойдем на то, чтобы под давлением извне разрешить деятельность организации, которая дискредитирована своими лидерами, занявшими враждебную позицию по отношению к крымчанам. Крымские татары активно интегрировались в социально-политическое пространство России», –заявил глава тамошнего комитета по делам межнациональных отношений и депортированным гражданам оккупационного правительства Крыма Заур Смирнов. К чему, собственно, все и шло.

 

Намного важнее для нас (на сегодняшний день) был второй рассматриваемый вопрос: поддержка Москвой сепаратистов на Донбассе. Отметим, что Международный суд ООН впервые в своей практике рассматривал иск по конвенции о запрете финансирования терроризма. На этой стадии рассмотрения дела судьи признали, что Украина весомых доказательств российского следа в конфликте на востоке нашей страны пока не предоставила. Разве что обязали участников процесса неукоснительно выполнять все положения минских договоренностей. Так сказать, временно умыли руки.

 

Нет никаких сомнений, что обеим сторонам придется буквально из кожи вон лезть, чтобы доказать свою правоту. У России опыт имеется: если помните, в деле Грузии против РФ суд сначала признал свою юрисдикцию по его рассмотрению, а спустя полтора года нежданно-негаданно вынес вердикт не в пользу Тбилиси. Украина же, так сказать, на этом поприще дебютирует, и вероятность того, что суд снова предпочтет дистанцироваться от проблемы, есть. Впрочем, наши дипломаты настроены оптимистически.

 

–Да, на данном этапе суд посчитал, что мы не предоставили доказательств, чтобы обвинение могло считаться правдоподобным, –сказала заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль. –Но параллельно она признала логику Украины в подходах к применению Конвенции о противодействии финансирования терроризма. Отметим, что это было только первое слушание, поэтому шансы на положительный для нас исход процесса велики.

 

–Теперь, на следующих заседаниях, украинская сторона предоставит всю информацию о ежедневном нарушении режима тишины, о поставках оружия и техники, и это не удастся списать на гуманитарные конвои, о заложниках, убитых и замученных, обо всех моторолах и гиви с российскими паспортами, которые терроризировали и терроризируют Донбасс, – заявила представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на Донбассе, первый заместитель спикера Верховной Рады Ирина Геращенко.

 

Информация информацией, но нужны будут неопровержимые доказательства (если они вообще есть, конечно). Например, что именно спонсируемые Россией наемники сбили пассажирский самолет рейса МН17, регулярно обстреливали мирное население и, кроме того, получали финансирование именно из Москвы. Скажем больше: в международном сообществе тамошние «мыслители» еще до конца не определились, что именно подразумевать под понятием «терроризм». Подливают масла в огонь и эксперты, которые отмечают, что нелегко будет убедить суд в том, что Кремль или напрямую выделял деньги на осуществление терактов, или знал, что эти средства пойдут на их подготовку. Коллизия, однако! То есть Украине придется уповать на факт вторжения на свою территорию военных другого государства (кадровых или «отпускников») и кормящихся из рук РФ местных ополченцев, а также наличия иностранной военной техники. И предоставить максимум таких конкретных, а не символических и косвенных фактов, о которые российская защитная риторика разобьется в пух и прах. По-другому на победу в суде можем не надеяться. Да и нужно наконец кормчим определиться – у нас война или АТО? А то полубеременными третий год ходим.

 

Но даже если международное сообщество в итоге примет нашу сторону, с ликованием спешить не стоит. Безусловно, решение суда для выполнения обязательно, однако есть любопытный казус: если проигравший процесс не выполняет постановление, в дело должен вмешаться Совет безопасности ООН. И вот засада: у России в этом органе есть право вето, и любое его решение она вправе заблокировать. Как вам это нравится, граждане?

 

Сейчас очевидно одно: спор между Украиной и Россией в Международном суде ООН затянется надолго –скорее всего, на несколько лет. И все это время граница между двумя странами на замке точно не будет, а Донбасс останется в статусе нашего Приднестровья, то есть вечно то тлеющим, то вспыхивающим очагом конфликта. В общем, как бы проблема на десятилетия не затянулась. Искренне верим, что этого не случится, но саму вероятность отбрасывать глупо. Особенно зная, что руководители России глубоко заинтересованы не только в статусе нынешних территорий раздора, но и украинского государства в целом.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

 

Источник Позиция