Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Анатомия террора

Анатомия террора

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Анатомия террораНа дворе XXI век и демократия во всем мире (за редкими, но меткими исключениями) цветет буйным цветом. Трудно даже представить, что с полсотни лет назад власть в отдельно взятой стране можно было захватить путем военного переворота. Все-таки миротворцы ООН и вояки НАТО не дремлют, в случае надобности должны зарвавшимся по носу щелкнуть. Но это сейчас, а в еще не таком далеком прошлом, как говорится, всякое бывало.
 

Применительно к военному перевороту привычно используется испанское слово «хунта», которое изначально ничего такого крамольного в себе не таило и обозначало «союз» или «собрание». Но иногда они приводили к последствиям, от которых страдало не только государство и граждане, подвергавшиеся репрессиям и террору – под угрозой оказывалась расстановка сил на целом континенте. Предлагаем вспомнить перипетии трех наиболее известных переворотов XX века – одновременно и похожих, и очень разных… и задуматься: а может ли что-либо такое произойти в наши дни?

 

Воскрешающая изоляция

Первой в списке значится хунта, которая привела к появлению диктатуры Франсиско Франко в Испании. В 1936 году в этой стране началась гражданская война между республиканцами и националистами. К тому моменту положение в Испании было аховое: подавляющее большинство населения находилось за чертой бедности, и социальный всплеск был неизбежен. В итоге победа в конфликте осталась за националистами, и к власти пришел режим генерала Франко. Он полностью взял бразды правления в свои руки, став главой и государства, и правительства, и вооруженных сил.

 

Сам диктатор охарактеризовал введенный им режим как тоталитарный, а принципом построения нового государства провозгласил обособленность. Испанский «интегральный национализм» базировался на полностью контролируемой экономике и максимальном самообеспечении страны. Эта политика принесла свои плоды позже, в 50-х годах, когда Испанию настигло экономическое чудо и она вырвалась из повальной нищеты. Эти успехи заставили Франко в 1959 году взять курс на либерализацию экономики.

 

Примечательно, что в годы Второй мировой войны режим Франко, несмотря на явное идеологическое тяготение к «странам Оси», предпочел сохранять нейтралитет. Сам испанский диктатор отмечал, что опасность для Европы заключается не в нацистах, а в «советах» и коммунистах. Во многом именно эта позиция обусловила сохранение власти Франко после войны, хотя в международной изоляции Испании все же побывать довелось.

 

На протяжении всего срока правления генерал не прекращал репрессий против инакомыслящих. Им подвергались левые, республиканцы, сепаратисты из басков и каталонцев – точное число жертв преследований до сих пор неизвестно. И если бы не это обстоятельство, режим Франко нынешнее поколение испанцев вспоминало бы гораздо теплее. Впрочем, к концу жизни диктатор и сам начал понимать, что Испания нуждается в переменах, и стал понемногу «отпускать гайки». Он лично благословил на королевский трон принца Хуана Карлоса, который ратовал за перевод державы с авторитарных на демократические рельсы. Сам Франко скончался в конце 1975 года.

 

Губительная жадность

50 лет назад нежданно-негаданно удивила мир Греция: 21 апреля 1967 года власть в этой стране захватили «черные полковники» во главе с Георгиосом Попадопулосом. Переворот преподносился под соусом революции против коммунистического заговора и основывался на национализме и консерватизме. Ну, и как же тут без террора обойтись? А он начался уже в первые сутки восстания: на ипподром в Афинах согнали тысячи людей, многих затем бросили в тюрьмы и подвергали пыткам. Опять же, сколько всего человек пострадали от репрессий, подсчитать не могут по сей день. А что же Европа и США? Повозмущались, погрозили хунте пальцем – и все, разбирайтесь, голубчики, сами. Все потому, что мятежники ориентировалась строго на Запад, который на тот момент был в состоянии холодной войны с СССР, и усложнять положение вмешательством в греческие дела никто не хотел.

 

В 1973 году Попадопулос после упразднения монархии стал президентом, а народные волнения достигли пика. Восстание студентов было подавлено с помощью танков – погибли 24 человека, тысячи были ранены. Гаранта от греха подальше сместили, ему на смену пришел Димитриос Иоаннидис и восстановил в стране военное положение. Кто знает, чем обернулись бы события в дальнейшем, кабы непонятно откуда взявшаяся блажь – присоединить к Греции Кипр. Проживавшая на острове турецкая община просигнализировала в Стамбул, и на Кипре высадился десант из Турции. В результате короткого конфликта остров был разделен на две части, каковым есть и сегодня. Это поражение стоило «черным полковникам» власти: хунта пала, ее предводители были приговорены к казни, замененной после пожизненным заключением.

 

Амнистия жестокости

Однако самым известным и кровавым переворотом ХХ века считается чилийский. Катализатором к появлению хунты стала политика, проводимая президентом Сальвадором Альенде и правительством левых сил. Массово экспроприировалась земля и предприятия, национализировались банки и частные компании. Но государство все больше погружалось в кризис, а инфляция достигла ужасающих 353%! В общем, переворот назревал, и случился он в ночь с 10 на 11 сентября 1973 года под началом командующего сухопутными силами генерала Аугусто Пиночета.

 

Столица Чили Сантьяго оказалась в осаде, президентский дворец был обстрелян, работа органов власти заблокирована. Всего за месяц без суда и следствия были убиты около 30 тысяч человек, и все эти преступления позже попали под амнистию. В стране была создана сеть концлагерей, один из которых располагался прямо на столичном стадионе. В период правления Пиночета по политическим мотивам были казнены или пропали без вести не менее трех тысяч человек, около 40 тысяч прошли через тюрьмы и пытки.

 

Генерал сосредоточил в своих руках всю полноту власти, будучи провозглашенным ее верховным носителем, и заявил, что для налаживания порядка в Чили понадобится 20 лет, после чего государство вернется в лоно демократии. Но произошло это немногим ранее: в 1990 году коалицию в парламенте сформировали демократические силы, и Пиночету пришлось уйти с авансцены. Лишь в конце 2005-го генерал был обвинен в причастности к 36 похищениям, 23 случаям применения пыток и одном убийстве – только и «всего». Но должного размаха процесс не получил: в декабре 2006 года после перенесенного инфаркта Пиночет скончался.

 

Вместо послесловия

Казалось бы, те «веселые» времена успешно канули в лету и сегодня в цивилизованных странах все решается путем выборов, а не применения силы. Но чуть меньше года назад, в июле 2016-го, попытка военного переворота произошла в Турции. Ни президента Реджепа Эрдогана, ни правительство тогда свергнуть не удалось, но эти события стали предпосылкой для ужесточения власти в государстве. В Евросоюзе до сих пор пеняют турецкому руководству о недопущении сворачивания демократии, чем еще больше расширяют пропасть между собой и Стамбулом. Бытует мнение, что Эрдоган сам подстроил попытку переворота, дабы укрепить свой авторитет и расширить полномочия, но это лишь версия. В любом случае, как видим, и в благополучных странах есть риск возникновения хунт. Просто формы они принимают не такие явные и откровенные, и упор делается уже не на военщину, а на кулуарные интриги. Игра становится все более тонкой, и террор отходит на второй план...

 

От редакции

Расхожее выражение гласит: история учит нас тому, что ничему не учит. И сегодня наша Украина идет уверенно к организации правления под названием хунта. Заметьте, все вышеперечисленные диктаторские режимы возникли на основе борьбы с левыми, точнее коммунистическими силами и взглядами. Вторым определяющим фактором на этом пути становится молчаливое согласие Запада – тамошний крупный бизнес, после потрясений 1917 года в России, не допускает даже мыслей о том, что где-то может восторжествовать справедливость на основе равенства. Потому и у нас уничтожено на корню все левое движение, но им всем плевать, что правые радикалы в виде той же хунты могут придти к власти на базе анархии и распада, которые происходят сейчас в стране.

 

Максим КОРОБЕЦ


Источник Позиция