Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » НА СЕВЕРНОМ АФОНЕ

НА СЕВЕРНОМ АФОНЕ

Категория: Общество, Культура
НА СЕВЕРНОМ АФОНЕ10 июля, накануне дня поминовения преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на святом монашеском острове установлен памятник равноапостольному Великому князю Владимиру, Крестителю Руси. Бронзовый монумент работы скульптора Андрея Клыкова изготовлен и доставлен на Валаам при поддержке международного общественного Фонда Андрея Первозванного.
 
 

Монумент на Северном Афоне, как по праву называют Валаам, стал последним звеном в цепи мемориальных «маркеров», освящающих собою тот многотрудный маршрут, по которому свет Веры Христовой пришел с ромейско-греческого юга, из Херсонеса Таврического через днепровские пороги – в Русь Изначальную, Киево-Новгородскую, Старо-Ладожскую. Это именно тот Янтарный путь, он же летописный путь «из варяг в греки», которым без малого две тысячи лет назад апостол Андрей Первозванный поднялся от устья Борисфена-Данаприса до скифского городища Самватас (будущего Киева), а оттуда – до Словенска Великого (будущего Новгорода) и острова Валамо, сакрального центра древнеславянского и финского язычества. Символичен и тот факт, что через 9 столетий тот же самый путь проделал продолжатель Андреевой миссии равноапостольный Великий князь Владимир Красно Солнышко – Просветитель и Креститель Руси. При нем же, по одной из версий, на Валаам со Святой Горы Афон прибыли иноки Сергий и Герман (по национальности, возможно, греки), основавшие на острове Спасо-Преображенскую обитель и устроившие здесь монашескую жизнь по образцу святогорской.

 

Так что отныне все смысловые точки на данном маршруте расставлены, недостающие звенья восполнены. 11 июля, в день памяти прпп. Сергия и Германа, в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил Божественную Литургию. Ему сослужили игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, священноначалие из Петербурга, Москвы и Карелии, монастырская братия. По совершении сугубой ектении Его Святейшество вознес перед чудотворным образом Валаамской иконы Божией Матери молитву о мире на Украине. Моление Великого Господина и Отца нашего глубоко тронуло сердца множества присутствовавших на Богослужении паломников.

Особенно интересно все то, что так или иначе связано с пребыванием на Валааме апостола Андрея Первозванного, равно как и другие свидетельства неразрывной духовной связи Северного Афона со столицей запорожского казачества. В первую очередь это бронзовый на мраморном постаменте памятник Первоапостолу (высота с крестом – 4 м), установленный 10 июля 2014 года на горе Фавор, близ Святых Врат Центральной усадьбы монастыря. Кроме того, у подножия южной стены Спасо-Преображенского собора относительно недавно установлена бронзовая скульптура Валаамской Божией Матери с Младенцем Иисусом на руках, воспроизводящая одноименную чудотворную икону. Точно такая же композиция работы Андрея Клыкова 25 июля 2012 года была освящена на территории Свято-Андреевского кафедрального собора в Запорожье.

Отдельного разговора заслуживает нижний храм Воскресенского (Новоиерусалимского) скита, названный в честь св. всехвального апостола Андрея. По преданию, именно здесь, на крутой высокой скале, с вершины которой открывается панорама Большой Никоновской бухты, Первозванный водрузил свой апостольский жезл и воздвиг каменный крест в знак победы над здешним язычеством. В миниатюре Андреевский храм повторяет Храм Воскресения Христова, что во Святом Граде. Здесь есть своя Кувуклия – часовня Гроба Господня, Камень Помазания, на первообразе которого праведный Иосиф Аримафейский и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, а также Притвор Ангела, отнявшего камень от входа в погребальную пещеру. Имеется также уникальный беломраморный алтарь, расположенный не по центру храма, как это принято обычно, а справа. В особых случаях чело посетителей могут помазать в Кувуклии драгоценным благовонным елеем.

 

Вообще говоря, о Валааме как таковом, равно как о незабываемых впечатлениях от двухдневного пребывания там, можно наваять увесистый том. Да и его, пожалуй, маловато будет. Красота природы неописуемая, прямо-таки невероятная, волшебная, чарующая, завораживающая, вызывающая в душе неудержимый восторг. Глаз не оторвать. Словно бы некогда утерянный и вновь обретенный рай. Но дело, конечно же, не только в божественной красоте нетронутых лесов, чистейших озер с абсолютно прозрачной студеной водой, гранитных скал и бездонной лазури небосвода, пронизанного золотистым мягким сиянием. Не только в благой тишине и безмолвии, царящих вокруг. Такие пейзажи и ландшафты в Карелии повсюду – что вблизи Сортавалы, что в окрестностях Петрозаводска.

 

Дело, главным образом, в том, что Северный Афон – это один из тех земных, но уже неотмирных святорусских уделов, которые за тысячу лет намолены многими поколениями праведных наших пращуров и сродников. Благодатным духом непрестанной горней молитвы здесь пронизано буквально все – отдаленные срубные часовни и скиты, лики и фигуры иноков, погруженных в безмолвное собеседование с Самим Господом и Спасом нашим Иисусом Христом, с Его Пречистой Матерью, безчисленным сонмом угодников Божиих, с Небесным воинством сил безплотных. Даже сама лесная тишь, само дуновение легкого ветра пропитаны благодарным славословием Творцу. И сию умиротворяющую, врачующую благодать ощущаешь мгновенно, едва ступишь с трапа теплохода на монастырский причал. Невзгод, уныния, хронической усталости и хворей как ни бывало. При одном лишь взгляде на эти мачтовые сосны, на скалистые берега и глубокие бухты, на сияющие кресты и купола церквей необъяснимое ликование переполняет душу. Словно Сам Сын Божий, незримо явившийся здесь и теперь, обращается к тебе: «Вот видишь, как Я все могу устроить и переменить в один миг. А ведь ты почти перестал уповать на Меня и уж даже было решил, будто Я тебя оставил».

 

Валаам поистине переполняет собой чашу человеческой души. Пробужденные им чувства и энергии так и льются через край. По возвращении домой очень важно не расплескать, не растерять духовные дары Святого Острова. Возвращение полноты веры и дивное спокойствие, основанное на неколебимом знании о том, что Господь по искрам веры нашей и посильным трудам все управит к нашей же пользе – вот то главное, что Валаам дарит мятущемуся Ego. Преображение своего внутреннего «Я» во Христе (не на словах, а на деле, конечно) – это именно то, что побывавшим там непременно надобно сохранить в себе навсегда. Даром что ли свою обитель преподобные Сергий и Герман нарекли в честь Преображения Господня. А иначе зачем вообще забираться в такую даль?..

 

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора

 

 

Источник Позиция