Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Северный (денежный) поток

Северный (денежный) поток

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Северный (денежный) поток Используя антироссийские санкции, США попытаются быстро ворваться на энергетические рынки Европы.
 
 

В начале августа президент США Дональд Трамп подписал принятый ранее парламентом законопроект о введении более жестких и точечных санкций против российских энергетических компаний и, что важнее, против их партнеров из других стран.

 

Закон был принят подавляющим большинством в обеих палатах парламента. Этот факт не оставлял Дональду Трампу путей для отхода – несмотря на недовольство (по крайней мере, показное) он безропотно поставил свою подпись. С другой стороны, законодательный орган не «обязал», а «дал право» президенту на введение точечных санкций против конкретных компаний: с одной стороны переложив персональную ответственность на главу государства, с другой стороны предоставив ему увесистую дубину, которой Трамп может размахивать на будущих переговорах по всему миру. Впрочем, отношения парламента США с президентом – тема для отдельной статьи.

 

Сила новых санкций – в возможном их размахе. Как уже было сказано выше, под них попадают не только российские компании (читай – в первую очередь «Газпром» и его дочерние предприятия), но и их партнеры по различным проектам, и инвесторы этих проектов. Достаточно разово внести $1 млн – сумму смешную для такой сферы – чтобы в перспективе получить проблемы с американским законодательством. Таким образом санкции могут коснуться не только «Газпрома» или транснациональных корпораций, но и бизнесмена-инвестора из любого уголка мира.

 

Возможные проблемы с законами США могли бы никак не волновать бизнес... Если бы он был самодостаточным. Но поскольку бизнес, за очень редким исключением, хочет покупать и продавать в США, хранить деньги или брать кредиты в американских банках, приходится принимать установленные Вашингтоном правила игры. Не исключение и упомянутый «Газпром».

 

На дне морском

Санкции или даже только угроза их применения могут «отпугнуть» даже от самых «аппетитных» проектов. Так, например, можно вполне обоснованно утверждать, что после таких законодательных новелл может полностью отказаться от участия в строительстве трубопровода «Северный поток-2» швейцарская компания Allseas – генеральный подрядчик укладки труб на морском дне. Учитывая масштабы проекта и специфику работы, найти замену будет непросто.

 

Как признают сами американские законодатели и как следует из логики санкционных документов, одна из главных мишеней новых санкций – газопровод «Северный поток-2», более известный в нашей стране как «газопровод в обход Украины». Его строят по дну Балтийского моря «Газпром» и пять крупных партнеров из разных европейских стран – частные компании, в отличие от традиционных для экс-СССР энергетических госкорпораций.

 

Штаты, поясняя свой «внезапный» интерес к «Северному потоку-2», ссылаются не только на желание наказать Россию за Крым, но и на стремление диверсифицировать энергетические рынки Европы, сделать Европу более энергетически независимой.

 

Объективно говоря, следует конкретизировать: «более независимой от России». Фактическая блокировка альтернативных поставок газа из РФ (а под санкции попадет не только «Северный поток-2», но и «Турецкий поток») и туманные перспективы транзита через Украину, так или иначе, сужают поле сотрудничества ЕС с Москвой. В таких условиях Европа будет вынуждена несмотря на свои «хотелки» действительно искать новых поставщиков углеводородов. Эксперты в американских СМИ пытаются сохранять интригу: возможно, это будут американские поставщики, возможно – нет...

 

На самом деле Европа может только теоретизировать о газе с Ближнего Востока или Средней Азии. Но практически это едва ли осуществимые идеи. Войны в Украине и Сирии, неопределенность в отношениях с Турцией, отсутствие необходимой инфраструктуры между Европой и Азией отодвигают реализацию таких проектов на десятилетия.

 

То ли дело – торговля с США. Штаты готовы и хотят обеспечить Европу сжиженным газом со своих хранилищ и из своих месторождений. И, конечно, заработать на этом. А заодно и стать стратегически важным игроком на европейском энергетическом рынке. Лучше – заменив собою Россию. Тут мы выскажем наше предположение, почему-то не приходящее на ум высоколобым экспертам Украины, ближнего и дальнего зарубежья: не кажется ли вам, что все эти «цветные революции» в Северной Африке и Украине и есть основной механизм перекрытия газовых и нефтяных потоков от их месторождений в энергетически емкую и стабильную в потреблении Европу? А санкции, демократические ценности и свободы есть лишь аспекты достижения поставленной цели – завоевание рынка Европы американскими углеводородами…

 

Спешка и решительность американцев тоже понятна. Газ нужно успеть продать... пока берут. Конечно, несмотря на старания экологов, отказ от традиционных энергоносителей – дело далекого будущего. Но сокращение их потребления – реальность. «Северный поток-2» призван значительно расширить возможности поставок газа из РФ. Но нужны ли будут увеличенные объемы даже в 2019–2020 годах?

 

В коммерческом успехе «Северного потока-2» не уверена и Россия. В ее энергетической стратегии до 2035 года, утвержденной Минэнерго РФ, недвусмысленно указано, что потребление углеводородов Западом будет снижаться, следовательно, наиболее перспективные рынки лежат скорее в восточной и юго-восточной Азии, а отнюдь не в Европе.

 

Тем не менее, сдавать стабильный и привлекательный уже сейчас рынок ЕС никто не собирается.

 

Одним выстрелом

Убийство одним выстрелом двух зайцев – счастливый случай. Как насчет убийства десятка зайцев? И даже без единого выстрела. Еще не введя ни одной санкции по недавно принятому закону, Вашингтон переполошил всю Европу и половину нефтегазовой отрасли мира. «Добропорядочным» транснациональным компаниям теперь придется либо отказываться от выгодных проектов, либо идти на поклон в Белый дом. Это касается, к слову, и американского бизнеса. Wall StreetJournal уже сообщает о шоковом состоянии гигантов вроде ExxonMobil и Сhevron. «Своим», скорее всего, санкции будут угрожать в меньшей мере. Но и им объяснят, что предвыборный лозунг Трампа «Америка – прежде всего» означал именно такие действия. С другой стороны, те, кто сумеет заиграть по новым правилам, получат бонусы: триумфальный выход на европейские энергетические рынки.

 

Активное применение новых санкций – крайний вариант, как и всякая война, пусть и экономическая. Но и сулит такой вариант для Вашингтона немало: «зачистку» европейского рынка под американский или лояльный бизнес, как следствие возврат былого экономического и политического влияния в Старом Свете.

 

Дефицит – антрацит

Тот же законопроект американского парламента предусматривает и активное участие США в преобразовании энергетического рынка Украины: в более конкурентный и с большей диверсификацией поставок энергоносителей. Вполне логично, что американская власть предлагает это осуществить с участием американских компаний. Сказано – сделано. Еще до подписания Трампом нашумевшего закона, в середине июля, госкомпания «Центрэнерго» подписала соглашение о поставках в течение 2017 года 700 тысяч тонн угля-антрацита. Уголь этой группы, необходимый в частности для работы ТЭС, стал дефицитным товаром с началом войны на Донбассе, а особенно – с началом блокады неподконтрольных территорий.

 

На будущее правительство прогнозирует заокеанские поставки 2 млн тонн антрацита в год. Хотя данная цифра в экспертных кругах вызывает скепсис: в частности о том, способны ли Штаты физически обеспечить такие объемы продаж. Но даже если так, то это все равно будет покрывать менее четверти ежегодных потребностей энергосистемы. К тому же, уголь антрацитовой группы из США (включая еще и транспортировку) обходится дороже даже нынешней схемы «Роттердам+».

 

В связи с этим договоренности с американцами уже успели окрестить «Нью-Йорк+» или «Пенсильвания+» (именно из Пенсильвании отправится к нам уголь). Сложность схемы, возможная нехватка угля и его дороговизна наталкивают на размышления об очередной махинации: когда контрабандное топливо из РФ и так называемых «ДНР-ЛНР» будет приходить к потребителям под видом американского, а разница в цене будет ложиться в карман конкретным, близким к власти (или просто из власти) людям. Ранее аналогичные операции олигархические группы с удовольствием и за бюджетный счет проделывали и с якобы южноафриканскими поставками, и с якобы европейскими (тот самый «Роттердам+»).

 

Игорь ОВДИЕНКО


Источник Позиция