Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Репетиция гражданской войны?

Репетиция гражданской войны?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Репетиция гражданской войны? В США разгорелась война с памятниками собственной истории. А именно – с воздвигнутыми после войны между Севером и Югом в честь лидеров проигравшей стороны.
 

В американском Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, 12 августа представители движения Alt-right (Альтернативные правые) организовали в парке Независимости шествие в защиту статуи генерала Роберт Эдвард Ли*, а леволиберальные граждане вышли против них. Один из расистов, приехавший из штата Огайо, протаранил группу левых на автомобиле. Погибла женщина, еще 19 человек были ранены.

 

Беспорядки стали отголоском гражданской войны, которая началась в США в 1861 году атакой на форт Самтер. Длившаяся до 1865 года, она стала самым кровопролитным военным конфликтом в американской истории. 24 штата Севера пошли против 11 рабовладельческих штатов Юга. В результате северные штаты разгромили Конфедерацию. Рабство было формально ликвидировано на всей территории США, однако законодательная расовая дискриминация белых и афроамериканцев продолжалась до 1960-х годов, а проблемы на почве расовой розни не ликвидированы, как мы видим, до сих пор.

 

Через 152 года формальным поводом для уличных протестов стали планы городских властей перенести из парка Независимости в Шарлоттсвилле памятник Роберту Ли, которого белые южане считают символом доблести, чести и вообще Америки, а темнокожие – олицетворением расизма и борьбы за сохранение рабства. А 15 августа в американском Балтиморе ночью демонтировали все памятники войскам Конфедерации, выступавшим за сохранение рабовладельческой системы – Роберту Ли и генералу Томасу Джексону, солдатам-конфедератам, женщинам Конфедеративных штатов и экс-судье Верховного суда Роберту Тейни, причастному к решению 1857 года, в соответствии с которым афроамериканец Дред Скотт не имел права на гражданство США из-за цвета кожи. На такие меры в администрации Балтимора пошли после трагедии в Шарлотсвилле. Но при чем здесь история полуторавековой давности? История гласит, что войну начали южане, которые оперативно объявили о своем выходе из состава США и создании Конфедеративных Штатов Америки. Конфедерация призвала великие державы признать их в качестве независимого государства. В свою очередь США под руководством президента Авраама Линкольна подчеркивали, что конфедераты – не более чем вооруженные мятежники, и что войну Севера и Юга нельзя считать конфликтом между двумя государствами.

 

Одни считают, что содержанием гражданской войны между Севером и Югом была борьба идей, противостояние между гуманизмом и варварством. Другие уверяют, что янкам (жители Северной Америки) не присущ такой, извините, «романтизм». По сути, война Севера с Югом была войной промышленной буржуазии Севера с пережитками крепостничества, не позволявшими создать единый для всех штатов рынок рабочей силы и предоставить миллионы бесправных рабочих рук в полное распоряжение будущих хозяев Америки – основателей главных олигархических династий. Помните, как в одном из блокбастеров герой Сергея Бодрова пересекает пограничный контроль в Чикаго, чтобы расстреливать негров по трущобам? Конечно, приходит в голову, откуда в Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне взялось так много негров? Ведь рабами вроде бы торговали южане-конфедераты. Отнюдь, рабами поначалу торговали все. А потом олигархи Севера, где было сосредоточено крупное промышленное производство, просто первыми сообразили, что эксплуатировать освобожденного раба выгоднее, чем эксплуатировать раба в кандалах.

 

Безземельный, бесправный черный раб – это удавка, наброшенная на шею белому рабочему, то есть освобожденные рабы – это та самая «резервная армия труда», тот самый огнетушитель, который всегда необходим капиталисту, чтобы сбивать цену рабочей силы. Кем стали черные рабочие, которых после победы Линкольна эшелонами начали завозить с Юга на Север (в том числе в Чикаго)? Они были классическими гастарбайтерами, штрейкбрехерами – разрушителями забастовок. Не нравится белому Джону подыхать за два цента на металлургическом заводе Моргана в городе Хомстед, штат Нью-Джерси? Ну и пошел вон. Вместо тебя будет работать черный Том. За один цент.

 

Так что триумф Севера над Югом означал, что доставленная из Африки рабочая сила была не освобождена, а завоевана, чтобы впоследствии оказаться выброшенной на рынок и гарантировать прибыли капиталистам лет на пятьдесят вперед (потом Америку начали захлестывать новые волны голодных эмигрантов). А гражданская война в США стала лишь заключительным аккордом затянувшейся буржуазной революции – войной прогрессивных капиталистов против реакционных, то есть феодально-помещичьего типа.

 

Как бы то ни было, дело Юга было проигрышным изначально. По своему экономическому потенциалу Север превосходил его в разы. Не помогла конфедератам даже помощь британской короны. Кстати, симпатии короны российской в тот момент оказались на стороне Севера. В 1863 году две русские эскадры были посланы в Америку, одна – через Атлантику, другая – через Тихий океан в Сан-Франциско. И не потому, что Алекса́ндр II хотел освободить негров, а всего лишь – подгадить Англии**. Последняя лишь теоретически поддерживала южан.

 

Вскоре после капитуляции конфедератов Карл Маркс направил Линкольну послание от лица первого Международного Товарищества Рабочих Европы: «Рабочие Европы твердо верят, что американская война против рабства положит начало эре господства рабочего класса. Предвестие грядущей эпохи они усматривают в том, что на Авраама Линкольна, честного сына рабочего класса, пал жребий провести свою страну сквозь беспримерные бои за освобождение порабощенной расы и преобразование общественного строя». Однако Линкольну не суждено было сделать еще один шаг по пути прогресса, реализуя идеи Карла Маркса. Через два месяца его убили…

 

А кому сегодня мешают монументальные конфедераты? Ну да, это символы той Америки, где негров называли неграми, а другие были вынуждены платить высокие налоги для того чтобы содержать «черную Америку». Но если «буря» поднимается из-за памятников, воздвигнутых в честь участников гражданской войны, значит, новая гражданская война куда ближе, чем это может показаться.

 

Истории Америки нет и трехсот лет. То есть больше половины жизни страна существовала в условиях, когда рабство было узаконено и на половине территории еще и процветало. От гражданской войны нынешних американцев отделяет небольшое по меркам истории расстояние. Последний из конфедератов скончался в 1951 году, а поколения американцев, не знающих автобусов и туалетов «только для белых», появились достаточно недавно. Со времени отмены законов о сегрегации прошло чуть более полувека, и почему именно сегодня проявилась тема противостояния двух миров? Ведь на официальном уровне рабство подверглось осуждению, приняты законы, уравнивающие всех в правах. Однако в США эта борьба за равенство черных и белых привела к «обратной дискриминации», когда можно, скажем, отказать в приеме на работу белому, но нельзя – афроамериканцу. Естественно, это вызывает брожение умов у определенного слоя людей. Поэтому оказалось достаточным, чтобы кто-то позвал их выразить возмущение. То, что происходит сейчас, только начало нового этапа расовых волнений в Соединенных Штатах, как бы более глобального пересмотра своей идентичности. Общество меняется, и, как знать, что может выплеснуться в ходе нынешних изменений.

 

Президенту США сегодня не позавидуешь. Ради поддержки единства самой демократической страны мира Трамп не сделал акцента на виновности конкретно кого-то. Но для левых это означает, что президент на стороне Alt-right, а для ультраправых – что он их предал. Так что ему очень трудно в такой ситуации. Как, впрочем, любому представителю радикальной позиции, если он – официальное лицо.

_______

*Возглавлял армию Конфедерации (от лат. «объединение») во время войны Севера и Юга и подписал капитуляцию в 1865 году. После этого в США было отменено рабство, хотя законы о сегрегации (расовая дискриминация) для темнокожих действовали еще сто лет.

 

**Ранее Соединенные Штаты поддержали Российскую империю в Крымской войне 1853–1854 гг., когда та воевала с Великобританией, Францией, Турцией и Сардинией.

 
Источник Позиция