Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Каста неистребимых «оборотней»

Каста неистребимых «оборотней»

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика
Каста неистребимых «оборотней» Выражение «вертикаль власти» в Украине, к сожалению, чаще всего используется в негативном контексте. Хотя в реальности оно ничего такого крамольного в себе не таит. Но это если говорить о демократиях настоящих, а не пародиях на них. А у нас в стране как раз и есть пародия, причем с элементами злобного фарса. Такую вертикаль выстроили, что скоро государство горизонтальное положение принять может.
 

Игра на удержание

Для начала нужно вдуматься в цифру: в Украине на государственной службе пребывают, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч человек. То есть это своеобразная прослойка, каста – называйте, как хотите. И если бы она еще напрямую выполняла поставленные цели – быть может, народ и не роптал бы особо на такое непомерное количество чиновников. А так возмущается простой люд и время от времени требует сокращения «вечно голодной» рати госслужащих. Но этого почему-то не происходит. И давайте попробуем предположить, почему.

 

Еще несколько лет назад в ряде украинских СМИ поднимался один крайне щекотливый вопрос, а именно: как не только попасть в чиновничье кресло, но и удержаться в нем подольше. И пресса сошлась во мнении, что дело, видимо, как раз в выстроенной «вертикали власти», при которой руководители местных органов самоуправления (главы ОГА, председатели районных администраций, начальники разных служб) регулярно засылают в Киев «копеечку», чтобы их не трогали. Разумеется, это была лишь версия, равно как неизвестным осталось, сколько конкретно нужно перечислять в столичные кабинеты за обеспечение собственной безопасности.

 

Конфликтный «взрыв»

Опять же, параллельно выдвигалось предположение, что частая смена чиновников (и в центре, и на местах) была связана с тем, что они-де не успевали в срок сдать деньги в, если можно так сказать, «общак». Или же цимес в том, что уплатившего энную сумму за назначение высокопоставленного госслужащего быстренько убирали с должности? «Взнос» ему, понятно, никто не возвращает, а на освободившееся место приглашают нового человека – естественно, тоже за вознаграждение от него. А что, неплохой такой «круговорот бабла в природе», только и успевай барыши подсчитывать. Работающих и «чистых» денег в стране остается все меньше, экономика на ладан дышит – надо же как-то власти крутиться!

 

Эта схема может функционировать и дальше, до тех пор, пока не образуется конфликт финансовых интересов между центром и регионами. Пойдет что-то наперекосяк, и местные политико-экономические элиты «взорвутся», откажутся платить дань столичным чиновникам. К чему это приведет, однозначно сказать сложно, но точно ничего хорошего ждать не приходится. Не хватало нам еще внутренней войны между коррупционерами – порвут же Украину в клочья, окаянные...

 

Но вот еще повод для размышлений: а где же аккумулируются собранные на местах средства? Надо полагать, в самых высоких кабинетах. Как используются? Ну, часть, несомненно, оседает в карманах главных политических бонз государства, а часть (снова-таки, предположительно) вполне может отпускаться на «правильное» голосование в Верховной Раде. Не хватает, допустим, у парламентского большинства десятка-другого голосов, занесли кому надо чемоданчики – и все, 226 голосов как на блюдечке. Эффективная система, обеспечивающая согласованность в украинской политике по самым важным моментам. А за второстепенные никто жилы рвать не будет.

 

Денежное поглаживание

Итак, возможно, именно такая схема десятилетиями работает в Украине. И как с ней бороться, если этот спрут плотно обхватил государство? Ответ на сей вопрос сами же политики давали неоднократно, но говорить и делать для них – разные вещи. А вот как минимизируют коррупцию в развитых странах с демократическими ценностями? По большому счету, там используют старый, как мир, метод кнута и пряника. Либо для госслужащих устанавливают соразмерную преступлению планку наказания, либо находят ресурсы для поощрения, чтобы в сторону взяток и откатов они вообще не глядели. С карой для чиновников в Украине не сложилось – попробуй еще его посади, даже если при свидетелях за руку поймали. Зато «гривной гладят» ой как ласково.

 

Посмотрите, какие зарплаты у наших высокопоставленных госслужащих. Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура – там руководители получают до 150 тысяч гривен в месяц (это со всеми надбавками и премиями). А создадут, наконец, многострадальный Антикоррупционный суд – уверен, и там доходы будут не меньшими. Потому что в Высшем и Апелляционном судах ставки, например, тоже заоблачные, по 150–200 тысяч гривен ежемесячно. И во всех других органах, борющихся с «оборотнями», положение с зарплатами примерно такое же. Да и в министерствах, поди, не бедные люди сидят. Сплошное раздолье для сибаритства! И обязанности свои прямые чиновники выполняют неэффективно. Может, и не потому, что не хотят или ищут во всем личную выгоду, а потому что перегрызлись между собой основательно. Отчего, собственно, былое хрупкое равновесие в стране нарушилось.

 

Незаслуженная расстановка

Теперь переходим к выводам. Известное арифметическое правило, что сумма от перемены слагаемых не меняется, очень даже применима к украинской политике. Чехарда в среде чиновников приобретает масштабы национального бедствия – впору чрезвычайное положение объявлять. Но проблема в том, что на место одного коррупционера приходит по обыкновению другой. С той лишь разницей, что он может «захапывать» или еще больше, или все-таки вести себя чуть «скромнее». Следовательно, дилемма как раз в вертикали власти, выстроенной по незыблемому принципу «Ты – мне, я – тебе». Главное, попасть в струю и затем наслаждаться дивидендами от взаимовыгодного сотрудничества с другими такими же коррупционерами.

 

То есть выход на самом деле прост, как пять копеек: нужно вертикаль власти строить так, чтобы она не просто «перезапускалась», когда в ней происходит элементарная ротация кадров без намека на очищение власти. Единственный возможный и правильный вариант – сломать систему. Но политики и чиновники усиленно этому противятся, поскольку осознают: в новых условиях им не будет дозволено наживаться на государственной казне до посинения, как сейчас. А когда на ток-шоу периодически говорят о Майдане 3.0, направленном против «самой европейской власти» в истории Украины, головы украинцев наполняются преимущественно саркастичными мыслями. Ведь две «народных революции» расставили все по своим местам. Точнее, расставляли на элитные места тех, кто совершенно этого не заслуживал.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

 

Источник Позиция 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: