Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Острая финансовая недостаточность

Острая финансовая недостаточность

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Острая финансовая недостаточность Сегодня мы наблюдаем за развитием дискурса о том, много едим мы или мало. Если побеждает первое, то следует абсурдный вывод: раз много едим, значит богаты. А если второе – значит прибедняемся. В значительной степени обострению обсуждаемого вопроса способствовали украинские чиновники высшего звена, допустившие необоснованно оптимистичные высказывания о неумеренных аппетитах рядовых украинцев.
 

Вообще-то в цивилизованных странах еда – не показатель богатства. Еще в 40-х годах прошлого века американский психолог Маслоу создал свою пирамиду насущных, базовых нужд человека, в основании которой лежит чистая физиология: утоление голода, жажды, сексуальной потребности. А нас пытаются убедить в том, что наличие еды свидетельствует о состоятельности. Возможно, что кто-то (у кого хоть на это хватает денег) действительно стал больше есть. Но вряд ли из этого следует вывод о росте благополучия в стране. Скорее наоборот: люди тратятся на еду, а на приобретение других вещей и приличный отдых средств не остается.

 

Соцопросы говорят, что мы уже имеем ситуацию, когда расходы на питание составляют 50–55% бюджета семей, а некоторые категории граждан тратят на продукты до 80% своих доходов. То есть в той ситуации получение бытовых субсидий спасает некоторую категорию людей от голода.

 

В подтверждение экспертному мнению, в начале августа Госуправление статистики опубликовало свежую подборку данных о ресурсах и расходах украинских домохозяйств. В этой подборке можно найти немало интересного.

В структуре совокупных ресурсов в последние годы заметна тенденция сокращения денежных доходов в виде заработной платы или доходов от предпринимательской деятельности. Однако заметна тенденция к увеличению денежной помощи от близких и родственников и других побочных доходов. До 2014 г. этот показатель колебался в пределах 6,2–6,6%, а в последующие годы увеличился до 7,5–8%. Это говорит, в частности, о большом количестве выезжающих за рубеж в длительные трудовые командировки.

Статистическое ведомство четко отразило резкий рост доли субсидий на оплату тарифов ЖКХ в общем доходе населения. До 2014 г. коммунальные субсидии редко когда превышали 1% полученных домохозяйствами ресурсов, а в 2016–2017 гг. они увеличились до 4,7%.

 

В то же время с 2014 г. наблюдается значительное сокращение пенсий, стипендий и других видов социальной помощи, выданной наличными. Если раньше в структуре доходов они составляли 27%, то в минувшем году – 20,2%.

 

Даже при наличии нескольких сотен тысяч участников АТО субсидии на оплату туристических путевок, отдыха в санаториях или реабилитационных учреждениях остаются стабильно низкими: в 2014–2017 гг. не более 0,4% в общей структуре доходов домохозяйств. Государственная политика в этой области практически незаметна.

 

Если сравнивать структуру расходов в период 2010–2013 гг. и 2014–2017 гг., мы увидим, что коммунальные тарифы «подъели» все другие потребности, кроме затрат на врачей и лекарства.

 

Статистика показывает, что, столкнувшись с необходимостью увеличить затраты на ЖКХ в среднем с 9,5% до 17% общего дохода, украинцы пропорционально сократили расходы на питание, одежду, развлечения, образование и другие нужды.

В рационе среднестатистического жителя страны это отразилось в сокращении потребления практически всего съестного. В прошлом году рядовой украинец съедал каждый месяц на 400 г меньше мяса (в 2013 г. – 5,1 кг, а в 2017 г. – 4,7 г), на полкило меньше – рыбы (1,3 кг), на 700 г – картофеля (6,4 кг), потреблял на 200 г меньше растительных жиров (1,5 кг), на 900 г – овощей и бахчевых, на 400 г – орехов и фруктов (3,7 кг), на 200 г – сахара (2,8 кг), на 600 г меньше – хлеба и макаронных изделий (8,4 кг), а также на 1 кг меньше продуктов переработки молока в молочном эквиваленте (19,3 кг).

 

Неизменным в рационе остался лишь лоток из 20 яиц на одного человека в месяц.

 

Готовность украинцев сократить потребности в еде из-за необходимости платить больше за коммуналку, казалось бы, наглядно демонстрирует безосновательность заявлений чиновников, пытающихся представить среднестатистического жителя страны как обжору и бездельника. Можно прямо говорить о том, что именно недостаток средств заставляет основную массу населения питаться низкокалорийными или даже некачественными (по вине производителя), но более дешевыми продуктами.

 

Жители нашей страны потребляют в 1,5–2 раза меньше мясопродуктов, чем жители Европы. Отстают они в потреблении мяса и от экономических лидеров СНГ – России, Беларуси и Казахстана. США и Австралия опережают Украину по этому показателю более чем в 2 раза.

 

По потреблению молока, сыров и сливочного масла на душу населения Украина уступает не только большинству стран Европы, но и РФ, Беларуси, Казахстану, Кыргызстану, Армении и Азербайджану.

 

Ну а жители таких стран, как Австрия, Германия, Нидерланды, Финляндия, Чехия и Польша, съедают в 1,5–2 раза больше, чем украинцы, молочных продуктов, преимущественно за счет пристрастия к твердым сырам. Как мы уже говорили, по калорийности дневной рацион жителя нашей страны минимум на 10% беднее европейцев.

 

Недостаток калорий приходится компенсировать иллюзией сытости, которую дают изделия из мягких сортов пшеницы (в большинстве стран их применяют для изготовления кормов для животных), хлеб, приготовленный с использованием разрыхлителей, и картофель. Последнего украинцы съедают в 2–3 раза больше жителей большинства стран Европы и почти столько же, сколько белорусы.

 

Пояснять последствия дальнейшего ухудшения рациона, наверное, нет смысла. Потребление некачественных продуктов влечет за собой увеличение заболеваемости, в т.ч. онкологической. Недостаток белка и витаминов (особенно в детском возрасте) затрудняет развитие и снижает конкурентные способности будущих поколений.

 

Итак, благодаря «эффективным» действиям правительства в отношении своих же налогоплательщиков, на деньги которых оно собственно и живет, версия о прожорливости украинцев не подтверждается. Хотя продуктов в стране завались, вот только купить их становится не за что.

 

Источник Позиция