Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » К началу 2019-го будет наблюдаться дальнейшее снижение цен на горючее

К началу 2019-го будет наблюдаться дальнейшее снижение цен на горючее

Категорія: Економіка, Суспільство
К началу 2019-го будет наблюдаться дальнейшее снижение цен на горючееВ последние недели в мире происходит падение цен на нефть и, соответственно, на бензин и другое топливо. 20 ноября котировки черного золота марки Brent остановились на отметке 65 долларов за баррель, что ниже максимума, который наблюдался в октябре 2018-го, на 25%.
 
Понятно, что цены на бензин также не могли быть постоянными. В европейских странах они снизились на 13%. Не осталась в стороне от этого и Украина. С 23 октября по 20 ноября стоимость бензина марки А-95 на отечественных заправках снизилась на 9,9%, или на 95 копеек - гривну. В среднем цена литра такого топлива на наших заправках состоянию на 20 ноября составила 31,5-31,6 гривны.

Прогнозы - вещь неблагодарная
Почему произошло падение цен на нефть и продукты ее переработки? Будет так далее ли это лишь временное явление, которое нельзя считать полноценной тенденцией?

Как считает директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн, нельзя выделить определенный набор факторов, которые влияли бы на снижение цен на нефть и автомобильное топливо: "Уже в течение 10 лет рынок живет не под влиянием фундаментальных факторов, таких, как спрос и предложение, а ожиданиями. К примеру, в ожидании введения санкций в отношении Ирана в октябре 2018-го мировые трейдеры всерьез говорили, что цены на сырую нефть достигнут 100 долларов за баррель. Однако, как видим, в ноябре стоимость этого товара наоборот снизилась, и довольно ощутимо. Поэтому начал уменьшаться в цене и бензин. Это дошло и до Украины».

Поэтому прогнозировать, тем более на далекое будущее, какими будут цены на нефть и бензин в мире и Украине - дело неблагодарное.

По словам директора специальных проектов Научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, снижению цен на бензин в Украине способствовало и ощутимое укрепление гривни. «Если национальная валюта и в дальнейшем будет держать удар, то я уверен, что к новому году и, пожалуй, в первый месяц 2019 года цены на бензин и дизтопливо удержатся на нынешнем уровне. Возможно постепенное падение стоимости горючего».

Сергей Куюн уверен, что сейчас потенциал снижения цен на бензин есть и он составляет 1,5 гривны. Поэтому, учитывая то, что стоимость горючего в последние недели снизилась фактически на гривну, оно может подешеветь до нового года еще на 50 копеек.

Ищите других поставщиков
 
Может ли Украина диверсифицировать поставки бензина и достичь еще большего снижения его цены?

Геннадий Рябцев уверен: в вопросе уменьшения стоимости горючего любая диверсификация почти ничего не даст. Разве что оно может стоить на 2-3% дешевле, чем сейчас. А это несущественно.

Однако эксперт выразил обеспокоенность по другому поводу: 80% бензина и дизтоплива поставляют сейчас из России (она имеет еще большие запасы нефти) и Беларуси (большой переработчик российской нефти). Понятно, что это не только экономический, но важнейший политический вопрос.

Все мы знаем о попытке РФ шантажировать Украину и другие страны по любому поводу. Беларусь же входит с Россией в так называемое союзное государство. То есть существуют высокие риски в деле поставок топлива в Украину.

«Власть должна серьезно задуматься над вопросом диверсификации поставок бензина и дизтоплива в нашу страну, а также стимулировать внутреннюю переработку нефти на отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях. В любое время этот важнейший рынок Россия может дестабилизировать, и мы должны быть готовы к этому вызову. В целом сейчас о газовую зависимости нашего государства гораздо больше разговоров, чем о нефтяной или бензиновой», - добавляет господин Рябцев.

Как оживить нефтеперерабатывающую отрасль?
Может на полную мощность сейчас заработать Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который входит в состав ОАО «Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания «Укртатнафта» и производить гораздо больше, чем сейчас, бензина и дизтоплива?

Сергей Куюн здесь видит два варианта: эволюционный и революционный. Что касается первого, то владелец предприятия (группа «Приват») может повысить эффективность производства (вложив определенные немалые средства) и за счет этого существенно увеличить объемы производства горючего.

Второй - ограничение поставок бензина из Беларуси (с введением соответствующих пошлин) приведет к созданию позитивных условий увеличения производства топлива внутри Украины. Эксперт уверен, что именно второй вариант более реалистичен. И действительно, ни группа «Приват», ни государство не смогут инвестировать достаточно средств в развитие Кременчугского нефтеперерабатывающего завода.

Однако даже при условии решения этого важнейшего вопроса цены на бензин и дизельное топливо не станут намного ниже. Просто Украина будет менее бензиново зависимой от главных поставщиков, один из которых - страна-агрессор.