Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Новые государственные строительные нормы: для людей или коррупционеров?

Новые государственные строительные нормы: для людей или коррупционеров?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Гроші
Новые государственные строительные нормы: для людей или коррупционеров? Недавно в столичном микрорайоне Теремки-2 сразу за церковью Покрова Богородицы вырос двухметровый забор. За ним оказались две спортивные площадки, зеленые лужайки и несколько деревьев. Инициативным гражданам сразу стало понятно: застройщик хочет впихнуть в и без того забетонированный район еще одну высотку.
 

Поэтому они организовали собрание жителей микрорайона и подготовили обращение в Киевсовет с требованием расторгнуть договор с застройщиком об аренде земельного участка и создать перед церковью сквер. Затем теремковцы вооружились шуруповертами и аккуратно разобрали забор. Удастся ли полностью сорвать планы нуворишей уничтожить еще одну зеленую зону, покажет время.

 

К сожалению, борьба за право свободно дышать и иметь перед глазами хоть клочок зелени проходит в большинстве городов страны. Также стоит отметить, что часто нарушаются и законные права собственников, особенно это касается регистрации право собственности на дом или квартиру. По закону, для этого нужно внести в реестр свои данные, которые и будут подтверждать владение объектом. Без подобного внесения вы не будете являться полноправным владельцем дома, а также не сможете распоряжаться объектом недвижимости - сдавать его в аренду, продавать или оформлять дарение.

 

Но больше всего проблемных застроек таки в столице. Высокий спрос и стоимость квадратного метра жилья или нежилой недвижимости побуждает застройщиков и чиновников использовать самые разнообразные манипуляции для легализации незаконных застроек. Это и лоббирование согласования отклонений от действующих государственных строительных норм (ГСН), и утверждение детальных планов территорий вопреки действующему Генплану, и манипуляции с учетом земельных и водных (засыпания озер, намыв целых гектаров берегов и т.д.) ресурсов.

 

Но и дыр в законах хапугам мало. Они хотят еще больше ослабить позиции горожан. В частности изменив к худшему действующие государственные строительные нормы. Новая версия уже создана. И даже была попытка втихаря эту версию утвердить. Только благодаря давлению общественности началось открытое обсуждение этого важного документа.

 

Анализ проекта новых ГСН свидетельствует, что там много коррупционных лазеек, неопределенности и двусмысленности, которые позволяют чиновникам и застройщикам произвольно их трактовать. Это не только породит новые общественно резонансные конфликты на строительных площадках, но и подорвет доверие к градостроительных решений власти в лице правительства и местных властей.

 

В августе этого года была создана межведомственная рабочая группа по вопросам законности строительства некоторых объектов Киева, которые вызвали общественный резонанс. Это свидетельство несостоятельности на уровне Киевского городского головы и Киевского городского совета решить вопрос сомнительных застроек. Новые ГСН могли бы предотвратить многочисленные конфликты, но ...

 

Реформа без реформы?

Новые ГСН должны заменить ГСН 360-92 ( «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») и еще пять ГСН, объединив их в один документ. Но как можно изменять действующие ГСН 360-92, которые были «рассчитаны на переходный период - до разработки общей концепции нормативной базы Украины в области градостроительства и капитального строительства»? Ведь до сих пор этой «общей концепции» они не обнародованы. Нигде не озвучено и новых приоритетов в области градостроительства, поэтому и в проекте новых ГСН их не показана.

 

Текст новых ГСН вызывает немало вопросов сам по себе. В частности, фактически ничего не сделано для выполнения антикоррупционной программы Минрегионстроя на 2017 год, которая прямо указывает на устранение имеющихся коррупционных рисков в ГСН.

 

Новые ГСН вместо четких обязательных требований содержат преимущественно справочно-рекомендательные нормы. Из 21 приложения с нормами лишь 10 обязательны. Более половины таблиц в приложениях к ГСН как главные ориентиры для проектировщиков при застройке территорий также имеют справочный и рекомендательный характер. Это позволяет чиновникам принимать решения по своему усмотрению. Например, справочное приложение, в котором указано нормы площадей земельных участков учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, отдыха и туризма.

 

А площади земельных участков дошкольных учебных заведений и общеобразовательных школ могут уменьшить до 20% «в условиях реконструкции». То есть чиновник будет решать, позволить такое уменьшение до 20% или ограничиться каким-то 1-10%. Нетрудно догадаться, что каждый процент станет предметом коррупционного торга. По земельным участкам вузов, то здесь нет показателей, на сколько могут уменьшить их земельные участки после реконструкции. Вероятно, коррупционный торг будет особенно масштабным.

 

Среди коррупционных рисков в новых ГСН стоит отметить и появление новых терминов, обоснованность введения которых сомнительна. Есть основания полагать, что новые красивые определения имеют банальную цель легализовать коррупционные практики. Например, так называемые голубые линии позволят легализовать лишние этажи, построенные с нарушениями проектной и градостроительной документации.

 

Важная норма любых ГСН - ограничение верхнего предела плотности населения на гектар. В новых нормах рядом с четкими цифрами появились «определенные условия», при которых допускается уплотнить территорию на 20%. В каких случаях такое уплотнение может быть на 1%, а в каких на 20% - непонятно. Но за каждым процентом уплотнения развеваются такие милые глазу застройщика квадратные метры, которые можно выгодно продать. И за разрешение строить какие чиновник охотно возьмет взятку.

 

Отделить мухи от котлет

В нынешних нормах четко не разделены понятия «жилая» и «общественная» застройки. Следствием становится появление на местах «общественной» застройки преимущественно жилых домов. Разработчики новых ГСН будто хотят исправить недостаток и декларируют разграничения этих понятий. Но тут же нивелируют эти благие намерения, вводя термины «смешанная застройка» и зона «многофункционального использования», чем фактически предлагают восстановить коррупционный статус-кво. Яркий пример смешанной застройки - территория на месте разрушенного Сенного рынка в Киеве. Здесь планируют торгово-офисно-жилой центр, который фактически на 92% будет жилой застройкой.

 

Хотят оставить нам меньше леса

Авторы новых ГСН нашли хитрый способ застроить зеленые зоны, формально соблюдая нормативов обеспечения ими горожан. Они предлагают в городах с численностью населения 100 тыс. человек и более массивы лесов превращать в городские парки из расчета пять метров на человека и внести их в состав озелененных территорий общего пользования. Простым языком это означает легализацию вырубки ( «окультуривание», «благоустройства») пригородных лесов, а впоследствии и застройке этих территорий объектами общественной и жилой застройки.

 

Для столицы это еще и означает застройку остатков леса в Пуще-Водице и Конче-Заспе. Для легализации возможности застройки в новых ГСН предложено соответствующую норму: «На территории второй зоны санитарной охраны курортов следует предусматривать расположение санаторно-курортных и рекреационных учреждений (в том числе рекреационного жилья) и жилой застройки».

 

Наконец. Продолжается общественное обсуждение проекта новых ГСН. Шансы на устранение коррупционных лазеек в них остаются, значит, и шансы для урегулирования конфликтов на строительных площадках и увеличение возможностей для устойчивого развития территорий.