Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Коммерциализация отрасли

Коммерциализация отрасли

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Коммерциализация отрасли Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности.
 

Конституция Украины. Статья 49

 

Демократия – это не монархия, где за творящееся в стране отвечает одно лицо. Правительство демократов принимает государственные решения коллегиально. А недовольному народу всегда можно ответить в стиле – сами выбрали, сами отвечайте за то, что мы здесь творим. А то, что решения недальновидные и в будущем могут иметь негативные последствия, так это ерунда – главное, выгоду получить здесь и сейчас.

 

Поскольку в Украине – демократическое государственное устройство, то и мы за короткий период его существования наблюдали разные примеры подобной политики. Одной из самых заметных сегодня является медицинская реформа. Первый ее этап уже фактически пройден – это выделение первичного звена медицинской помощи (создание центров первичной медицинской помощи и введение института семейных врачей). К слову, начался этот этап в 2011 году, а в 2017-м реформу перезапустили, чтобы обеспечить полноценный уровень помощи в лице семейных врачей, которые из государственного бюджета раз в году получат определенную сумму на обслуживание одного пациента.

 

Украинцам, которые уже выбрали своего семейного врача, обещают новую порцию бесплатных медицинских услуг. Минздрав выставил на общественное обсуждение проект правительственного постановления о запуске с июня 2019 года программы «Бесплатная диагностика». Это целый пакет обследований – начиная от анализа крови и рентгена и заканчивая УЗИ и даже несложными операциями. И все это – за государственный счет. Пациенту нужно будет лишь получить направление от семейного врача. Казалось бы – вот она, реформа в действии. Но дьявол, как говорится, кроется в деталях. Для того чтобы все это оплатить нужен финансовый ресурс. А если его нет, то можно просто сократить количество учреждений охраны здоровья…

 

На сайте МОЗ Украины в открытом доступе выложены методические рекомендации по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных организаций в коммунальные коммерческие предприятия. Пока что больницы являются «бюджетными учреждениями», и финансируются из государственных или местных бюджетов. Когда же, согласно методичке, станут предприятиями, то будут финансироваться за счет оплаты за услуги, а платежи получать от Государственного агентства здравоохранения (заказчик услуг здравоохранения – ред.) и частных страховых компаний. Но чтобы получить финансирование, клиникам нужно выполнить несколько условий: стать автономными; компьютеризовать кабинеты семейных врачей и специалистов; подключиться к системе eHealt; заключить договор с Нацслужбой здоровья на выполнение диагностических услуг до апреля 2019 года.

 

Здесь напрашивается следующая мысль: может, государству неинтересно заботиться о своих медучреждениях – строить их, оборудовать, искать кадры? Пусть все это делает частный сектор, а правительство купит у них услуги, на сколько денег хватит. А для того чтобы на всех хватило денег, нужно сократить лечебные учреждения. Конечно, немногие государственные клиники успеют уложиться до апреля, ну а остальные останутся без денег и имущества. Ничего личного – просто бизнес.

Однако как быть с персоналом? В методичке и на этот вопрос находится ответ: «После реорганизации работники могут быть переведены на другие должности, переместиться в другие структурные подразделения». Воображение уже рисует как практикующего врача «поднимут» в статус парамедика. Но это еще не все. Уцелевшим после реорганизации кадрам придется подписать контракт, согласно которому врач-физическое лицо становится предпринимателем-поставщиком медицинских услуг. Но предварительно нужно получить лицензию на осуществление «хозяйственной деятельности». Вместе с тем чтобы избежать халтуры при освоении государственных средств докторов обяжут назначать лечение в соответствии с обновленными протоколами. Касательно лицензии на осуществление врачебной практики, стоит отметить, что в интернете выложены соответствующие прайсы. Например, у компании «Наше право» стоимость на «узаконивание» украинского доктора стартует с 8 тысяч гривен.

 

Это не все. Руководитель медицинского предприятия как свободный распорядитель активами, финансами и кадрами может на свое усмотрение устанавливать оплату на основании собственного финансового плана. Вряд ли сотрудник останется доволен, если ему скажут – пока мы крышу отремонтируем, три месяца получаешь 50% зарплаты, а там, как пойдет; может, крыльцо начнем реставрировать… А как же иначе? Куй железо… то есть оперативно осваивай средства, пока в кресле сидишь. Тем более что главврачей, согласно реформе, выбирают на конкурсной основе. Поди теперь – удержись в должности. Ну а рядовому специалисту самое время задуматься, а с какого перепугу было вбухивать как минимум триста долларов в оформление лицензии на медпрактику, когда главврач его зарплатой обеспечивает себе почву под ногами.

 

Теперь можно коснуться денег, которые Минздрав готов платить предприятиям здравоохранения за обслуживание украинцев. Как известно, конечная цель реформы – это система, согласно которой «деньги будут идти вслед за пациентом». Она заменила финансирование медучреждений в зависимости от количества жителей района. Угадайте, кто от этой новации больше всех страдает? Конечно, жители села. Амбулаторий у них нет, телемедицина так и не появилась, да и к сельским медикам деньги вряд ли дошли. Ведь чтобы заключить договор о предоставлении медицинских услуг с лечащим врачом, необходимо как минимум наличие компьютера и доступ в Интернет для внесения в общую базу данных. А деньги сельской местности не дойдут как раз бюджетные. То есть из наших с вами налогов, которые мы исправно платим. И вот здесь становится обидно, что один населенный пункт деньги получает, а мое село – нет. То есть я своими налогами оплатила финансирование медицины, а взамен не могу получить услугу? Это не то что антиконституционно, но и абсурдно.

 

Теперь стало более чем очевидно, что нынешняя медицина строится не на гуманных ценностях, а на меркантильной основе. Вряд ли она будет нормально работать, потому что и не по карману многим, и оставшиеся практикующие врачи уедут лечить европейцев. И с кем мы тогда останемся? С людьми, греющими руки на наших деньгах? Неужели в этом смысл реформы? И это в стране, где смертность превышает рождаемость, бушуют инфекционные заболевания, экология провоцирует смертельные диагнозы… Кто понесет ответственность за результаты этого реформаторского эксперимента над гражданами Украины? Вспоминаем, что у нас демократия, поэтому затеявшие медреформу просто исчезнут сразу после передачи власти следующим, кого выберет народ.

 

В заключение стоит упомянуть о «рабочей группе», которая одобрила методичку по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных организаций в коммунальные коммерческие предприятия. Не будем перечислять их пофамильно, достаточно сказать, что из десяти представителей – ни одного практикующего медика, все – грантоеды, костяк которых составили участники проекта USAID. Для непосвященных – это центральный орган управления Соединенных Штатов Америкив области оказания помощи за рубежом, действует в координации с Госдепом США. Проще говоря, заокеанские партнеры с центром управления в Киеве попросту администрируют свой проект. А любой проект должен приносить прибыль, не так ли? Вне сомнений, он уже вышел на самоокупаемость и скоро принесет сверхдоходы. Что характерно – с минимальными вложениями и за наш с вами счет.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция