Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Профессиональные ориентиры

Профессиональные ориентиры

Категория: Общество, Регион
Профессиональные ориентиры В любой стране конкурентоспособность экономики зависит прежде всего от качества национального образования и подготовки кадров. В Германии, например, распространена дуальная форма получения профессионального образования. Это вид обучения, при котором студенты приобретают теоретические знания в университете, а практические на рабочем месте. То есть у человека есть два места учебы – alma mater и предприятие.
 

Украина также идет по пути получения знаний путем объединения образовательного процесса в учебном заведении и непосредственно на рабочем месте. 19 сентября 2018 года Кабинет министров издал распоряжение №660-р об одобрении Концепции подготовки специалистов в рамках дуальной формы получения образования. Ее смысл – помочь молодым украинцам сориентироваться в своем дальнейшем профессиональном выборе.

 

ПОЗИЦИЯ обратилась к ректору ЗНТУ профессору Сергею Беликову с просьбой прокомментировать данное нововведение.

– Сергей Борисович, насколько актуальна и необходима предложенная Кабмином образовательная система?

– Дуальное образование формирует готовность выпускников работать по профессии. Любой вчерашний студент, когда впервые трудоустраивается, начинает знакомиться с квалификационными требованиями. Это, как правило, наличие стажа работы. Но как студент-выпускник может его получить? Вот это распоряжение Кабинета министров и позволяет студенту последних курсов бакалаврата и магистратуры в процессе обучения трудоустроиться на предприятие. Ну а по окончании вуза, уже имея производственный стаж, на конкурсной основе претендовать на получение той или иной должности. То есть данный вид обучения открывает хорошие карьерные перспективы.

 

– Все ли специальности необходимо осваивать дуально?

– Здесь предложение диктует индустрия: чем выше нехватка специалистов в определенной области, тем больше дуальных специальностей по данному направлению. По этой причине сложно изучать, например, социологию или филологию дуально. Больше всего предложений, конечно, в сфере инженерии, информатики, бизнес-администрирования. В нашем случае дуальное образование применимо абсолютно ко всем специализациям.

 

Стоит отметить, что студенты востребованных технических специальностей, например, компьютерных наук или электротехнического направления, уже со II–IIIкурсов начинают применять свои знания в практической деятельности. У многих из них есть запрос на индивидуальный график обучения. Если студент совмещает теорию с производством, то перейти на такую форму обучения не составляет проблем.

 

– Как это юридически оформить?

– Руководство любой фирмы, где работает наш студент, имеет право обратиться в наш ЗНТУ с просьбой осуществить на ее базе дуальное образование. Формы обучения могут быть разными – дневная и вечерняя, либо индивидуальный график, исходя из требований предприятия. Детали, как организовать образовательный процесс, оговариваются в учебной части. К слову, на производственной базе успешно разрабатываются дипломные проекты. Главное, подтвердить, что это магистерская работа.

 

– Есть ли в ЗНТУ базовое предприятие, где предоставляют места согласно дуальной форме обучения?

– Молодые специалисты востребованы на всех градообразующих предприятих Запорожья. У ЗНТУ давние партнерские отношения с АО «МОТОР СИЧ». Большинство наших выпускников охотно вливаются в ряды моторостроителей. В то же время завод заинтересован в том, чтобы получить квалифицированного специалиса с достаточно серьезной практической подготовкой. В целом вопрос дуального образования прошел успешное обсуждение с директором по управлению персоналом АО «МОТОР СИЧ» Олимпием Покатовым и заместителем начальника управления кадрами АО «МОТОР СИЧ» Сергеем Забугой.

 

– На МОТОР СИЧ установлено очень дорогостоящее производственное оборудование. Люди работают на станках, позволяющих производить обработку в нескольких плоскостях без переустановки детали. В то же время правительственная концепция также предусматривает наличие современной материально-технической базы и в учебном заведении…

– Аналогичное оборудование МОТОР СИЧ установил в ЗНТУ, создал две лаборатории. Предприятие очень много вкладывает в развитие университета и укрепление его технической составляющей. Мы и дальше идем вместе в реализации наших планов. Тем более они органично вписываются в бренд – Запорожская политехника. Создание такого мощного образовательного кластера на базе ЗНТУ сделает систему образования совершенней и создаст все условия для полной реализации концепции дуального образования.

 

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО, фото автора

 

Источник Позиция