Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Опасный ветер, или «Зеленый тариф» по-украински

Опасный ветер, или «Зеленый тариф» по-украински

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Опасный ветер, или «Зеленый тариф» по-украински Повальная мода на солнечную и ветроэнергетику, захватившая умы украинцев, может дать и негативный эффект. Только в 2018 году 4,4 тыс. частных домохозяйств установили СЭС мощностью 106 МВт. Альтернативная энергетика также поставлена на промышленные рельсы.
 

Недавно норвежская энергетическая компания NBT завершила приобретение доли в 82% капитала ООО «Азовинвестпром», которое через полгода будет строить ветропарк мощностью 750 МВт и стоимостью $1 млрд в Запорожской области в рамках проекта «Зофия». Вапреле 2018 года эта же компания приобрела 100% акций ООО «Сивашэнергопром» (оперирует ветропарком мощностью около 3 МВт), а в начале сентября был подписан договор о реализации проекта по строительству ВЭС мощностью 250 МВт и стоимостью $375 млн в Херсонской области (вдоль озера Сиваш) при ведущей роли NBT. Весной этого года начинается строительство 67 ветровых электроустановок.

 

ООО «Солар-Фарм-1» в середине января 2019 года ввела крупнейшую в Украине солнечную электростанцию мощностью 200 МВт в Никопольском районе Днепропетровской области. В марте станцию планируют подключить к энергосистеме. В 2017 году ДТЭК ввел в эксплуатацию свою первую Трифановскую СЭС мощностью 10 МВт в Херсонской области.

 

Эта «альтернативная» стратегия очень тревожит энергетиков. Во-первых, ветер и солнце – не самый надежный энергетический партнер. «Зеленая энергетика» не может обеспечивать «маневренные мощности» и неспособна покрывать пиковые нагрузки.

 

«Если роза ветров и площади позволяют устанавливать ветрогенераторы, то, пожалуйста. Но если погода безветренная или пасмурная, то выработка энергии прекращается. В таком случае обеспечить потребление можно только за счет тепловой генерации. Кроме этого есть еще минусы. Ставить ветроустановки (ВЭУ) надо не на плодородных землях и не в местах компактного проживания населения, потому что есть определенные физические процессы, влияющие на окружающую среду и общее состояние человеческого организма», – пояснил ПОЗИЦИИ участник Единой государственной системы мониторинга производства, поставок, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы Александр Козыряцкий.

 

Из открытых источников мы выяснили, что возобновляемая энергетика – не такая уж зеленая. Шум, производимый «ветряками», причиняет беспокойство как дикой природе, так и людям, проживающим поблизости. Вращающиеся лопасти турбины представляют потенциальную опасность для живых организмов. Наибольшее количество вопросов вызывает воздействие ветропарков на орнитофауну. Они нарушают среду обитания и маршруты миграции птиц Согласно статистике, с лопастями каждой установленной турбины сталкиваются и в результате гибнут 28,5 тыс. особей птиц в год.

 

В список воздействий на окружающую природную среду в процессе строительства ветроэлектростанций (ВЭС) входят загрязнение атмосферы, водных объектов и почвы, размещение отходов, отторжение сельскохозяйственных и лесных земель. В процессе их строительства в окружающую среду попадают оксид углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы, бензин, керосин, сажа, пыль неорганическая (70–20% SiO2), оксиды железа и марганца, фтористые соединения и некоторые другие вещества.

 

На строительной площадке потенциальными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод могут быть производственно-строительные сточные воды, содержащие преимущественно взвешенные вещества и нефтепродукты. При отсутствии ливневой канализации стоки чаще всего отводят на рельеф местности, откуда они проникают в водные подводные горизонты или поверхностные водные объекты.

 

Особенностью землепользования при строительстве ВЭС является то обстоятельство, что фундамент ветроустановки занимает около 10 м в диаметре, и вряд ли этой землей можно будет пользоваться в сельскохозяйственных целях. Кроме того, значительную площадь земли под «ветряком» занимают коммуникации для его обслуживания. То есть наш чернозем после расчетного срока службы ВЭС, который составляет 25 лет, станет фактически непригодным.

 

В процессе эксплуатации наибольшее число вопросов относительно воздействия ВЭУ на здоровье человека связано с инфразвуковым шумом (неслышимым для человеческого уха). Причиной разного рода расстройства на нервной почве, прежде всего, становится стробоскопический (движущийся) эффект от мерцания тени при вращении лопастей ветрогенератора, который может привести к эпилептическому припадку, хотя вероятность возникновения таких условий очень невелика, но все же…

 

В конечном итоге, по экспертным оценкам, увлеченность зеленой энергетикой, как это ни парадоксально, ударит по карману потребителя. Почему же тогда бешеными темпами устанавливаются солнечные и ветроэлектростанции?

 

«У нас избыток электроэнергии. По Запорожской области ее производится больше, чем потребляется, в 3,2 раза. В целом по Украине эта цифра составляет 2,5 раза. По законам экономики, если перетоки составляют 1,5 раза, то электроэнергия должна поставляться населению бесплатно.

 

Альтернативная генерация не станет благом для украинцев в части удешевления электроэнергии потому, что в Украине действует один из самых высоких зеленых тарифов в Европе, который также значительно выше, чем для других видов отечественной генерации: до 17 евроцентов за 1 кВт/ч, что в переводе – около 5,3 грн за 1 кВт/ч. Кроме этого, страна гарантирует покупку электроэнергии по этому спецтарифу до 2030 года.

 

Сегодня наш энергетический рынок приватизирован ДТЭК-монополистом. О какой прозрачности можно говорить, когда отсутствует сводный энергетический баланс? А ведь без него ни одно государство не обходится. Если его сейчас ввести, мы бы увидели, что себестоимость электроэнергии с наших атомных блоков очень дешевая. Считается, что она составляет 50 коп, но это завышенная цифра. В действительности порядка 12–15 коп. стоит 1 КВт», – утверждает Александр Козыряцкий.

 

То есть Украине, получается, нужны ветряки и солнечные электростанции, чтобы дальше добивать страну-покупателя электроэнергии, а рядовым потребителям взвинчивать тарифы? Конечно, в таком случае рост неизбежен. А в это время мы по вполне демократической цене продаем электроэнергию в Европу. Она идет через несколько тепловых станций, входящих в состав т. н. Бурштынского энергоострова в Ивано-Франковской области (энергетический хаб), в Польшу и дальше в Европу. ДТЭК здесь выступает экспортным монополистом.

 

«Дешевая электроэнергия, производимая украинскими атомными станциями, выводится через бурштыновый остров, спасая Европу от блэкаута, а украинскому населению, промышленности продается дорогая альтернативная через ТЭЦ и субсидии. Потом мы берем у МВФ займы, которые не доходят даже до границы, а рассовываются по офшорам. В Украине экономика по сути отделена от энергетики. Необходимо сформировать сбалансированную тарифную политику, чтобы запустить и дифференцировать экономику, увеличить ВВП на душу населения, в первую очередь дать промышленности достойную рентабельность, запустить технологии, и наконец, провести индексацию пенсий и заработных плат», – убежден эксперт энергетического рынка.

 

Отметим, что зеленая энергетика в общем объеме генерации в Украине составляет 2%, но с рынка забирает денег на 8%. Это выгодный бизнес для крупных финансово-промышленных групп, которые на этом зарабатывают, прикрываясь заботой об экологии. Они и являются главным бенефициаром этой программы. Хотя эта общенациональная забава может в любой момент быть перечеркнута решением властей. Ведь одно дело выкупать по в 5 раз завышенной цене энергетические «слезы», и совсем другое – расходовать на это миллиарды.

 

А еще нас ждут проблемы с утилизацией лопастей ветрогенераторов из композитных материалов. При современных темпах развития ветроэнергетики и сроках службы ВЭУ (около 25 лет), она встанет перед человечеством к 2020 году, когда масса отработавших лопастей по всему миру приблизится к отметке в 50 тысяч тонн.

 

В тему

То, о чем не знали или стеснялись спросить

При всех преимуществах зеленой энергетики активно замалчиваются некоторые моменты, которые могут послужить предметом споров в судах по разным поводам.

 

Например, когда устанавливаются ВЭУ, следует обращать внимание, на чьей территории они стоят. В рамках реформы децентрализации это очень важно знать, на землю идут передовые технологии. Если на территорию определенной громады, то следует учитывать, что земли сельхозназначения должны быть выведены. А это значит, что люди потеряют паи. Если это заповедная зона, то мы теряем заповедник. Ветроустановки зачастую размещаются вблизи моря, в нашем случае Азовского, и неизвестно, как это скажется на морской экосистеме. А вдруг этот вид генерации станет одной большой электроудочкой для рыб? Например, разряд электроэнергии уйдет в воду и как эти вибрации скажутся на жизнеобеспечении рыб? Этого пока нигде не описано. У нас рыбные запасы и так подходят к критическому состоянию, и неизвестно, как это повлияет ресурсы. А ведь Азовское море, в гирлах которого нерестятся редкие породы рыб, будто создано для воспроизводства.

 

Согласятся ли громады отдать паи под ветряки, если будет организовано пять рабочих мест, а «убито» сотни гектаров чернозема? Вряд ли здесь стоит говорить о целесообразности интересов громады. И что с этого будет иметь ОТГ взамен на потерю пастбищ, заповедников, пахотных земель и т.д.? Ведь рядом с зеленой генерацией уже не построишь ни детского лагеря, ни санатория, ни другого оздоровительного комплекса. Все ж едут набраться здоровья, а не потерять.

 

Обслуживание ветряков в нашей местности, кроме прочего, усложняется климатическими условиями. Ветроустановки Приазовья в зимний период, безусловно, покроются толстым слоем льда, поэтому ВЭУ должны быть обеспечены специальными системами остановки на случай таких погодных условий.

 

Далее, ветряк должен стоять на расстоянии не менее 300 метров от жилых объектов. Выделяемый им инфразвук вреден для человека, а также разгоняет землеройных грызунов – полевых мышей, кротов, ежей, а это приводит к размножению вредителей. Также по стандартам в период миграции птиц ветряки останавливают. В нашей местности самые ветреные времена года – весна и осень, когда активно мигрируют птицы. Сомнительно, что выгодополучатели этого вида генерации станут их останавливать. Для птиц лопасти ветроустановок становятся буквально мясорубкой, потому что они не воспринимают лопастной ветряк как опасность. Это для них отдельные палки, между которыми можно пролететь. В интернете есть фото с горами убитых птиц под ветряками. Поэтому нужно смотреть не только парадную сторону, но и обратную.

Ветряк, с одной стороны, полезная вещь, которая благодаря порывам ветра вырабатывает электроэнергию, но с другой стороны, а что, в Запорожской области не хватает электрогенерирующих объектов? У нас есть атомная и гидроэлектростанция, ряд тепловых электроцентралей. Зачем нам еще 180 ветряков?

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

Источник Позиция