Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Зеленский и Рада: действительно ли он хочет распустить парламент?

Зеленский и Рада: действительно ли он хочет распустить парламент?

Категорія: Головне, Політика
Зеленский и Рада: действительно ли он хочет распустить парламент? Ожидания вступления в должность нового президента Украины Владимира Зеленского и обсуждение даты его инаугурации повлекло много дискуссий о вероятности роспуска Верховной Рады.
 
С точки зрения политической целесообразности для команды Зеленского досрочные выборы выглядят желанными. Президент должен иметь большинство в парламенте, на которое он мог бы опереться для выполнения своих предвыборных обещаний, а также правительство, подконтрольное и лояльное к президенту и парламентскому большинству.

Так же в досрочных выборах должны быть заинтересованы те политические силы, чьи кандидаты в первом туре выборов президента были среди лидеров.

Однако для роспуска должны быть крепкие юридические основания, а также готовность всех политических сил, включая партии "Слуга народа", к досрочным выборам.

В команде нового президента заявляли, что "теоретические" основания для роспуска Верховной Рады есть. Председатель парламента Андрей Парубий - противоположного мнения.

BBC News Украина разбиралась, что это за основания и каковы наиболее вероятные сценарии развития ситуации в ближайшие месяцы.
 

Теоретически и практически

Согласно Конституции, Верховную Раду нельзя распускать за шесть месяцев до истечения его полномочий. Эти полномочия истекают 27 ноября 2019 - именно тогда пройдет пять лет со дня, когда депутаты приняли присягу. Таким образом, последней датой, когда президент имеет право распустить парламент, является 27 мая, говорят эксперты. Конечно, если у него для этого есть основания.

Сейчас представители команды Владимира Зеленского говорят о том, что такие основания есть - это отсутствие коалиции в Верховной Раде. В качестве доказательства они напоминают, что две фракции, которые входили в коалицию в 2014-м году, вышли из нее. Это фракции "Батькивщины" и "Самомопомощи".

Чтобы доказать, что в коалиции нет необходимых 226 депутатов, в Киевский административный окружной суд обращались общественные активисты. Суд, в свою очередь, официально просил секретариат Верховной Рады предоставить информацию о составе парламентского большинства. Но ответа пока не дождался.

Те, кто убежден в отсутствии коалиции, говорят, что если бы появилось решение Окружного админсуда о том, что парламент не предоставляет официальных подтверждений, это могло бы стать основанием считать, что коалиции нет, а потому Рада должна быть распущена. Однако, суд никакого решения пока не принимал и не известно, когда такое решение может появиться.

О еще одной юридической коллизии рассказывает в интервью ВВС News Украина депутат Верховной Рады от Радикальной партии Игорь Попов: "Раньше в регламенте Верховной Рады были четко прописаны механизмы создания и прекращения деятельности коалиции. Указывалось, что о прекращении объявляет председательствующий на сессии с трибуны парламента . Но сегодня этой нормы в регламенте нет. Таким образом, поскольку объявление не было, то получается, что коалиция есть".

"Не вижу досрочные выборы основным сценарием развития событий. Прежде всего, из-правовых оснований, нехватки времени и сложности процедуры. Главным образом это зависит от согласия самого парламента, а сейчас выглядит так, что такого согласия нет. Поэтому будем свидетелями менее экстремального развития событий, а именно, сосуществование нового президента и Верховной Рады до очередных парламентских выборов", - говорит в комментарии ВВС News Украина директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко.

"Сейчас в парламенте есть консенсусное большинство, которое не готово идти на уступки Владимиру Зеленскому. Я не вижу перспектив для них" перекраситься ", потому что нет ниши, которую бы они могли заполнить в структуре, которую выстраивает новый президент. Поэтому у них эта ниша одна - оппозиционная и они будут действовать соответственно",
- говорит директор Центра исследований гражданского общества Виталий Кулик.

Кто чего на самом деле хочет?

В то же время эксперты говорят, что уверенности в том, что команда Зеленского самом деле хочет роспуска и досрочных выборов Верховной Рады уже в июле, нет.

Во-первых,
вряд ли, вступив в должность, новый президент хотел бы принимать решения, легитимность которых вызывала бы хоть малейшие сомнения.

Во-вторых, во время избирательной кампании Владимир Зеленский обещал изменить избирательную систему и ввести открытые партийные списки. Однако для этого действующий состав в короткие сроки должен принять соответствующий закон.

"В случае досрочных парламентских выборов изменить избирательную систему будет просто нереально. Даже в случае очередных выборов ввести пропорциональную избирательную систему с открытыми списками очень сложно. Это требует значительной политической мобилизации всего парламента. В проекте избирательного кодекса - почти 4,5 тысячи поправок. Его надо либо принимать, либо провалить, а затем как можно быстрее принимать разовый закон, только об изменении избирательной системы. Причем после его принятия еще нужно время для того, чтобы Центризбирком такие выборы подготовил",
- объясняет Игорь Попов, который к работе в парламенте длительное время возглавлял Комитет избирателей Украины.

О сложности процесса принятия новых избирательных правил говорит и директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко.

"К выборам по открытым спискам надо готовиться как минимум год, поскольку это сложная система, должны быть подготовлены избирательные комиссии. Но говоря о поддержке такого закона в парламенте, следует помнить о том, что там - 250 депутатов-мажоритарщиков, многие из которых заинтересованы остаться в своих округах, поэтому будут ли они голосовать за открытые списки - большой вопрос", - говорит эксперт.

Но есть и третья причина - чисто политическая, по которой команда Зеленского вряд ли форсировать досрочные выборы.

"Есть у меня ощущение, что в команде Зеленского не слишком стремятся к досрочным выборам. Потому что они не имеют времени и достаточных возможностей для того, чтобы восполнить за короткий срок как мажоритарные округа, так и партийный список, это очень значительная работа",
- говорит в комментарии ВВС News Украина директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.

"А вот как инструмент давления на Верховную Раду, инструмент политического торга - так, досрочных выборов можно требовать. А когда юридических оснований для этого вообще не будет, можно приходить в парламент со своими инициативами, якобы написанными народом, и требовать от депутатов голосовать. Те ,будут отказываться, а президент Зеленский выходить на лестницу парламента, включать стрим и рассказывать о коррумпированной Верховной Раде",
- добавляет Виталий Кулик.

Осенью, говорит политолог, образ "демонизированного" парламента поможет команде Зеленского получить наибольшую поддержку на выборах, а рейтинг своих оппонентов - еще больше снизить.
 

Базовый сценарий и другие

Собеседники ВВС News Украина едины в своих прогнозах относительно развития ситуации в ближайшие месяцы. Первый сценарий они называют наиболее вероятным, три последующие - не слишком реалистичными.

Сценарий 1: Базовым сценарием они считают назначение инаугурации президента на 28 мая, то есть на следующий день после того, как у президента еще были основания для роспуска парламента. Проведение выборов - в предусмотренный Конституцией срок, 27 октября 2019 года, по той же избирательной системе, что существует сейчас 50% будет избираться по партийным спискам, 50% - в мажоритарных округах. Или же по измененному избирательному закону, с открытыми партийными списками.

Сценарий 2: Сторонники Владимира Зеленского собираются под стенами парламента 14 мая - в день, когда депутаты должны объявить дату инаугурации нового президента. Радикальное развитие событий - шины, флешмоб, кампания в соцсетях и как следствие - голосования под давлением протестующих за инаугурацию 19 мая. Далее - назначение досрочных выборов парламента, по действующей системе выборов 50 на 50. Выборы назначаются на июль, фракция партии "Слуга народа" получает около 160 из 450 мандатов по партийному списку и в мажоритарных округах.

Сценарий 3: Сторонники Владимира Зеленского остаются под стенами парламента и после того, как депутаты назначат инаугурацию не в 19 мая, а на более позднюю дату. Они блокируют работу Рады 30 дней, чтобы получить другое основание для роспуска, предусмотренную Конституцией - когда парламент 30 дней не работает. Или же остаются там с целью давить на депутатов и добиваться поддержки законопроектов, внесенных новым президентом.

Сценарий 4: Депутаты назначают инаугурацию президента на 19 мая, но досрочные выборы Верховной Рады не назначаются. Парламент дорабатывает свою каденцию, сотрудничает с новой администрацией. Частично изменяется состав правительства. Выборы проводятся по старой системе, или же депутаты меняют избирательные правила и идут на новые выборы по открытым спискам.