Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Наступление на собственность громады

Наступление на собственность громады

Категорія: Позиція » Статті » Регіон
Наступление на собственность громады Вот уже почти месяц как в Украине в рамках закона «О жилищно-коммунальных услугах»действует во всех смыслах коммунальная диктатура. Она несет дополнительный ворох неплатежей и головную боль квартиросъемщикам, связанную с поиском дополнительных средств на абонплату и даже пеню.
 

Помните, у Маяковского: «если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно»? В связи с этой жилищной реформой также назрел вопрос: кому выгодно обездолить народ в его же собственных квартирах? Да, подавляющее число украинцев являются собственниками жилья, чего нельзя сказать о западных странах. Там половина населения проживает в съемных условиях. Выходит, нам навязали «западные стандарты», чтобы путем стремительного увеличения коммунальных платежей поубавить владельцев квартир? Этот вполне реальный прогноз уже прозвучал в прошлом номере ПОЗИЦИИ. Поэтому не будем повторяться на предмет того, как погрязшим в долгах людям придется распрощаться со своими «квадратными метрами».

В данной публикации предлагаем рассмотреть, почему вместо решения вопроса повышения уровня жизни украинцев, им под видом «реформы» устраивают банальный грабеж. Разобраться в этом нам поможетучастник Единой государственной системы мониторинга производства, поставок, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы Александр Козыряцкий.

 

– Александр, можно ли назвать происходящие в стране изменения, реформами?

– То, что мы наблюдали истекшие пять лет, можно назвать издевательством над народом. То, что осуществляла прежняя власть, это имитация реформ. Вместо улучшений мы наблюдали экономический, тарифный геноцид – в общем это касается всех социально-экономических сфер, которых коснулись реформаторы. Касательно закона о ЖКХ, то, по моему убеждению, это не закон, а памфлет, направленный против гражданского общества. Это закондательный мусор и неприкрытое лоббирование олигархической верхушки со стороны его инициаторов, главным действующим лицом которых выступает нардеп Алена Бабак.

Есть правило: когда реформа не работает, то ее немедленно надо закрывать и переходить на другие рельсы.

 

– При этом в рамках жилищной реформы по всей стране несколько лет назад массово начали создаваться общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Получается, работает реформа?

– Создание ОСМД стало первым этапом реформирования коммунальной сферы. В 2015 году людей начали загонять туда под соусом того, что первый капитальный ремонт домов будет сделан за счет госбюджета. Однако уже сразу было понятно, что на эти цели никакого бюджета не хватит. Ну ладно, люди начали создавать ОСМД, и столкнулись с тем, что деньги на капремонты не выделяются, софинансирование затягивается. Таким образом, данный закон не регламентирует ни правил, ни положений, согласно которым собственники могли бы взаимодействовать с государством. Разве можно это назвать реформой? Думаю, вопрос риторический.

 

– А как обстоят дела с управляющими компаниями, которые появились наряду с ОСМД? Они в таких же неравных условиях?

– Здесь вырисовывается очень интересная картина. Вспомним, что у нас были ЖЭКи (жилищно-эксплуатационные компании – ред.), которые контролировались властью сверху. Она администрировала и регулировала работу этой коммунальной структуры. Нынешним законом госпожа Бабак отдала на откуп олигархической монополии весь коммунальный сектор. То есть ЖЭКи были поделены между финансово-промышленными группами, приватизированы и переименованы в управляющие компнии. Если исходить из запорожского опыта, то мы видим, что они финансируются в первую очередь, а ОСМД – по остаточному принципу. Ничего, как говорится, личного – «коммунальный бизнес» под прикрытием закона.

 

– Какие угрозы для собственности граждан несет введение пени за просрочку оплаты коммунальных услуг?

– Пеня в законе прописана исключительно для прикрытия. Она мизерная. Серьезная проблема зарыта глубже, ее не показывают. В сфере ЖКХ наблюдается огромный дисбаланс между поставленными, потребленными и оплаченными объемами энергоресурсов. Отсутствие балансового рынка дает возможность монополистам на свое усмотрение формировать калькуляцию затрат, то есть тарифы. Закон защищает не потребителя, а олигархические группы, что в условиях рынка совершенно недопустимо. В документе отсутствует рыночный механизм с едиными правилами, что лишает нас права выбора на приобретение соответствующей услуги. В рынке кто платит, тот и прав. Есть закон прямого действия, то есть соответствовать Основному закону – Конституции, отражающей интересы народа. Рынок должен работать ради потребителя и соответственно защищать его.

 

Рыночный механизм в ЖКХ не должен предусматривать диктата теплостей, облэнерго или водоканалов. У нас же ресурс отделили от экономики и превратили в товар. Как следствие, получили искусственно завышенную стоимость на энергоносители.

 

– Но это произошло не сегодня…

– Да, гораздо раньше, когда нашлись умники, заменившие транзитный счет полного спектра энергетических ресурсов на распределительный, то есть финансовые потоки стали перебрасываться со счета на счет с соответствующими накрутками. Именно в Запорожье в 1999 году произошло это экономическое преступление. Тогда коммунальным предприятиям (горсетям, котельным, теплокоммунэнерго) было разрешено открывать свои счета, на которых наблюдались бешенные приписки. Потом эта практика распространилась по всей Украине. Появились нормы потребления из количества квадратных метров, которые неизвестно кем и как утверждались, какой-то коэффициент включили. Мне как потребителю зачем это надо? Я должен купить не у конторы, а на котле – объекте теплопроизводства. Нам установили счетчики, а нужен узел учета, который проконтролирует количество поступающего ресурса и его качество.

 

Чтобы тарифная политика стала экономически обоснованной, начинать нужно с формирования топливно-энергетического баланса на всех уровнях. Нельзя разделять ТЭК и ЖКХ. Проблемы должны решаться в комплексе.

 

– Каким образом?

– Все просто: определить реальное количество добываемых и потребляемых энергоресурсов, затем их себестоимость. При расчете необходимо учесть все индикативные показатели. Их у нас сегодня – 52 (столько нет ни в одной европейской стране). В этот перечень входят газ, электроэнергия, вода, мазут, бензин, дрова, атомная энергетика… Их учет даст возможность определить себестоимость нашей экономики, привести энергоресурсы не к тарифам, а к прозрачной и понятной цене. И тогда нам не понадобятся субсидии, которые стали большой прачечной, где отмываются деньги. Субсидии – это долг государства монополистам за то, что они поставили на некую сумму ресурсов, а потом ждут транша от МВФ. Эти кредиты идут на покрытие долга по субсидиям и льготам для населения и предприятий. Транши даже не доходят до украинской границы, а рассовываются по офшорам. В результате у нас постоянно растет долг, а гривна остается незащищенной.

 

– Есть ли рецепт выхода из сложившейся ситуации?

– Давно назрела необходимость внедрить Единую государственную систему мониторинга. Это единственная возможность моментального роста реального ВВП в шесть раз.

 

– Готов ли новый президент менять страну?

– Думаю, да. Владимир Зеленский видит, до какого состояния доведена экономика. Другой вопрос, как он собирается менять страну? Основной ключ реформ для нового президента лежит в энергетике. Сколько можно идти с протянутой рукой в МВФ?

Народ смотрит на Зеленского с огромной надеждой. Это не преувеличение, такого запроса на перемены не было никогда за всю историю Украины. На сегодняшний день, когда речь идет о национальной безопасности – быть стране или нет, президент должен выбрать первое.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО, фото автора

 

Источник Позиция