Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Зеленый «оброк»: кому и зачем?

Зеленый «оброк»: кому и зачем?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Зеленый «оброк»: кому и зачем?ПОЗИЦИЯ на своих страницах неоднократно поднимала вопросы, связанные с возобновляемой энергетикой. Эта тема сегодня заботит многих украинцев, в том числе признанных экспертов в данной области. В частности, после ряда публикаций с редакцией связался Борис Ильенко, ученый секретарь Института газа НАН Украины, и предложил опубликовать его взгляд на происходящее. Далее – прямая речь.
 

Преимущества применения возобновляемых источников энергии не так однозначны.Развитие такого важного направления требует взвешенного подхода. Важно определиться - какой ценой и за чей счет?

 

Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины сообщило, что в Каменце-Подольском (Хмельницкая область) завершился ввод в эксплуатацию теплоэлектростанции мощностью 45 МВт с комбинированным производством тепловой и электрической энергии твердотопливными и газовыми котлами. Строительство комплекса началось в 2015 году на кредитные средства Всемирного банка. Стоимость его оценивается в 9,6 млн долл. По расчетам Госагентства, окупаемость проекта составит пять лет.

 

Особенностью новой ТЭС является работа в том числе на отходах сельского и лесного хозяйства.Исключительно с использованием биомассы предполагается производить 1,8 МВт электроэнергии, которую будут закупать по «зеленому тарифу», составляющему 3,9 грн за киловатт-час. Это в 2,3 раза выше действующего тарифа на электроэнергию для населения (1,68 грн за 1 кВт-ч).

 

Подсчитаем, во сколько это обойдется налогоплательщикам. При годовой выработке электроэнергии на этом объекте сумма доплаты по «зеленому» тарифу (с учетом разницы на оплату по действующему тарифу, а также 10% расхода электроэнергии на собственные нужды) составит 31,5 млн грн. В Украине работают пять компаний, которые производят и продают электроэнергию из биомассы по «зеленому тарифу». При суммарном производстве электроэнергии на этих станциях в объеме 35,2 МВт доплата составит 616,6 млн грн.

 

Расклад по «зеленой» энергетике

Более масштабно выглядит ситуация с солнечными электростанциями (СЭС). Согласно постановлению НКРЭКУ №359 от 23 марта 2018 г., «зеленый тариф» на солнечную электроэнергию для частных электростанций, введенных в эксплуатацию с 1 января 2017-го по 31 декабря 2019-го, равен 591,46 коп./кВт-ч (без НДС), то есть на 423,46 коп./кВт-ч выше действующего тарифа. Здесь доплата составит более 3 млрд грн.

 

Что касается ветроэнергетики, здесь также довольно привлекательная ситуация в плане использования преференций «зеленого тарифа». Согласно тому же постановлению НКРЭКУ №359 для ветроустановок мощностью 600 кВт, введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015-го до 31 декабря 2019 г., он составляет 177,9 коп./кВт·ч, для 600–2000 кВт - 207,63 коп. и 311,18 коп. - для мощностей более 2 МВт. Последний показатель интересен тем, что установки мощностью 5 МВт в настоящее время наиболее востребованы.

 

Оценим затраты применительно к крупнейшей ветровой электростанции Украины – Ботиевской, расположенной в Приазовском районе Запорожской области (входит в структуру компании ДТЭК Рината Ахметоваред.). Установленная мощность электростанции - 200 МВт. В 2017-м ВЭС генерировала 634,1 млн кВт·ч. C учетом величины «зеленого тарифа» в 311,18 грн для электростанции такой мощности, здесь доплата составит около 900 млнгрн в год.

 

По данным Bloomberg, тарифы на «зеленую» энергетику в Украине - самые высокие в Европе, такой киловатт-час стоит 15 евроцентов, тогда как в большинстве стран на континенте его цена не превышает 8,6 евроцента. Например, тарифы на солнечную электроэнергию в Украине втрое выше немецких. Естественно, перспектива получения высоких прибылей от украинского «зеленого тарифа» вызывает значительный интерес у отечественных и зарубежных инвесторов. Всего в Украине «зеленые» электростанции производят до 2% электроэнергии, потребляемой в стране, а это около 10 млрдгрн в год по самым высоким в Европе тарифам.

 

Кто на этом зарабатывает?

Теперь о коммерческой стороне вопроса. Практически все мероприятия по «спасению» планеты от глобального потепления осуществляются за счет средств налогоплательщиков, а прибыль от их реализации достается в большей степени частным компаниям. На ХХI Мировом энергетическом конгрессе в Монреале в сентябре 2010 года, в работе которого я принимал участие, один из круглых столов был посвящен вопросу прозрачного финансирования энергетических проектов. Здесь же тогдашним председателем Европарламента Ежи Бузеком был провозглашен экологический и энергетический пакет, предусматривающий достижение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 20% в общем объеме ее потребления.

По оценкам экономиста в области изменения климата Ричарда Тола, для достижения указанных 20% ВИЭ изначально обозначенная Еврокомиссией сумма в 70 млрд евро (0,54% ВВП ЕС) увеличится до 209 млрд евро (1,3% ВВП). Сокращение доли выбросов до 30%, согласно решению экологического форума в Копенгагене, которое поддержал Евросовет, обойдется Европе в 450 млрд евро (2,9% ВВП). Все это уже стало сдерживающим фактором реализации программ «зеленой» энергетики в Европе.

 

Указанное и дальнейшее развитие событий послужило поводом к изменению приоритетов ЕС относительно развития энергетики. 30 ноября 2016 года. Еврокомиссия обнародовала обновленный пакет документов, и главной его особенностью является отказ от преференций в отношении ВИЭ по сравнению с генераторами энергии на ископаемом топливе. Исключение сделано для энергетических установок, использующих ВИЭ мощностью менее 500 кВт, а также для инновационных технологий и уже существующих объектов генерации.

 

Вместе с тем применение ВИЭ позволяет решить проблемы резервного обеспечения электроэнергией, децентрализованного тепло- и энергообеспечения. Развитие биоэнергетики способствует эффективной утилизации сельскохозяйственных отходов и продуктов их переработки, обеспечивает создание новых рабочих мест. Причем за последние годы число таких объектов увеличилось. Срок окупаемости этих разработок - не более года.

 

Безусловно, развитие такого важного направления, как возобновляемая энергетика, требует взвешенного подхода и дальнейшего развития. Но важно определиться - какой ценой?

 

Тарифное ограбление

Нужен ли самый высокий в Европе «зеленый оброк» для граждан страны с самым низким уровнем ВВП на душу населения? Не говоря уже о том, нужен ли он вообще? Ответив на эти вопросы, Украина сможет аккумулировать и внедрять с максимальной выгодой для граждан и генерирующих компаний новейшие идеи и технологии производства и доставки электроэнергии.

Сегодня, по данным Нацкомиссии, регулирующей энергетику и коммунальные услуги (НКРЭКУ), доля альтернативной энергетики в общей выработке составляет около 2%, а в общей стоимости – около 8,5%.То есть за нее мы платим в 4,25 раза больше. Если нас сейчас 30 миллионов, то все, включая новорожденных,платят в год по «зеленому тарифу» более 300 гривен. И суть проблемы в его грабительской сущности.

 

В Австралии налог на выбросы СО2 должен обойтись населению в 72 млрд долларов за первые 5 лет. По данным местных ученых, содержание СО2в атмосфере составляет 0.04%, из них 0,0388% - природный СО2 и только 0,0012% - от человеческой деятельности. При этом не повышение температуры есть следствием поднятия уровня СО2, а как раз поднятие уровня СО2 - следствие повышения температуры на планете.Так не лучше ли бороться против несправедливого налога на выбросы?

 

Наша справка

История термина «зеленый тариф» уходит к 1973-му - году арабского нефтяного эмбарго. Тогда США был взят курс на всемерное стимулирование производства электроэнергии из возобновляемых источников. В 1979 году правительством Маргарет Тэтчер в Великобритании впервые была использована идея «глобального потепления» как инструмента подготовки общественного мнения к закрытию угольных шахт с целью перевода энергетики страны на газ. Идея со временем вылилась в Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол, обязывающие развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

 

Источник Позиция