Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему вам должно быть стыдно, каждый раз когда вы садитесь на самолет

Почему вам должно быть стыдно, каждый раз когда вы садитесь на самолет

Категорія: Суспільство, Світ
Почему вам должно быть стыдно, каждый раз когда вы садитесь на самолет Flight shame, буквально "стыд за авиаперелет", - новое движение экоактивистов, которые поощряют отказаться от самолетов и заново открыть радость медленных путешествий.

В прошлом месяце я впервые за пять лет ступила на борт самолета.

Я летела из Лондона через Атлантику, чтобы встретиться с моим другом в Коста-Рике. Последний раз я путешествовала самолетом в 2014 году. Я жила тогда в Бордо во Франции и летала на девичник к моей сестре в Шотландию.

Обычно я ездила к ней в гости на поезде, но на этот раз у меня не было столько времени, и следовательно, я нехотя купила авиабилет.

Причиной, почему я так настойчиво избегаю самолетов, есть огромный углеродный след, которые они оставляют. Еще подростком я начала остро чувствовать вину за изменения климата, вызванные деятельностью людей. Авиаперелеты ответственны за огромные выбросы вредных газов. Так я дала себе обещание пользоваться самолетами только в случае крайней необходимости.

Я такая не одна. В течение последних нескольких лет в Европе набирает обороты экологическое движение под названием flight shame (буквально "стыд за путешествия самолетами"), или шведской flygskam, ведь начали его именно шведы.

Термин означает чувство вины за быстрое удовлетворение, которое мы получаем, пользуясь самолетами, несмотря на то, что вполне осознаем объем вреда, который они наносят планете.

Протест против авиаперелетов не только стимулирует развитие наземных видов транспорта, в частности железной дороги, но и усиливает давление на политиков, которые должны привлечь должное внимание к проблеме климатических изменений.

Но, кроме того, он также меняет наше представление о том, как, почему и куда мы путешествуем.
 

Медленное путешествие

Хотя слово "стыдить" имеет отрицательное значение, цель движения - вполне положительная. Важно, что речь идет не о стыде других людей за то, что они летают, а об изменении собственного подхода к путешествиям.

"Отказаться от самолета не значит отказаться от путешествий", - отмечает Анна Хьюз, один из организаторов кампании Flight Free 2020 в Великобритании.

"До многих мест можно добраться другим транспортом", - добавляет активистка.

Например, поездом, углеродный след которого в десять раз меньше, чем у самолета.

Большой потенциал имеют скоростные поезда. Статистика показывает, что скоростные железнодорожные рейсы уменьшают пользования авиатранспортом на том же маршруте на целых 80%.

Кроме того, поездка поездом соответствует новой философии "медленных путешествий". За пять лет пользования наземным транспортом я научилась получать удовольствие от железной дороги.

Климатический социолог Роджер Таерс недавно вернулся из Китая. Поездка на поезде длилась две недели. Звучит ужасно? Но человек светится от счастья.

"Я видел столько невероятного, чего никогда не увидишь с самолета. Это было фантастическое путешествие", - отмечает он и перечисляет ряд преимуществ: цифровой детокс, чтение, разговоры и ни джетлага.

"К тому же осознаешь размер нашей планеты и ее потрясающее разнообразие",
- добавляет он.
 

Углеродный бюджет

Рейс из Лондона в Москву и обратно потратит пятую часть вашего летнего "углеродного бюджета".

Это - объем выбросов углерода от деятельности одного человека в год, которого мы все должны достичь к 2030 году, чтобы избежать опасного уровня глобального потепления.

Если отправиться в ту же путешествие поездом, вы используете только одну 50-ю часть вашего годового бюджета.

Вред от авиаперелета удваивается, если учесть эффект нагрева от других выбросов в атмосферу, например водяной пар в конденсационном следе самолета и оксиды азота, которые выделяются на большой высоте.

Объем выбросов надо утроить, если вы летите бизнес-классом вместо эконома, поскольку использование ценного пространства в самолете в таком случае гораздо менее эффективно.

Движение флайтшеймингу началось в 2017 году, когда шведский певец Штафан Линдберг объявил, что отказывается летать.

Его последствия в Швеции уже заметны. По сообщению национальных авиалиний Swedavia AB, за первые три месяца 2019 число пассажиров в 10 аэропортах компании снизилось на 3%.

Всего в 2018 году почти четверть шведов сократили свои авиаперелеты из-за негативного влияния на климат.

Движение активно поддержали шведские ученые.

"Уверен, что через 20 лет идея полететь на другую сторону мира, чтобы принять участие в конференции, будет казаться абсурдом",
- отмечает один из них.

Прежде всего важно, чтобы этого придерживались ученые, изучающие изменения климата.

Понятно, что далеко не каждый хочет или может полностью отказаться от самолетов. Но даже сокращение авиаперелетов может заметно уменьшить ваш углеродный след.

Я не принимала жесткого решения больше никогда не летать. Но я стараюсь делать это только в исключительных случаях, как например мое нынешнее путешествие в Коста-Рику.

Конечно, добровольное сокращение авиапутешествий - не слишком эффективная стратегия. Заметно лучшего результата можно достичь налогообложением реактивного топлива и транспортными сборами за частые перелеты.

Правительство Швеции, к примеру, уже ввело экологический налог на авиацию и пообещало увеличить инвестиции в поезда.

Несмотря на критику флайтшейминга за то, что силой и негативом хорошего результата не добиться, активисты настаивают, что именно таким образом и можно повлиять на ситуацию.

"Чувство стыда за это в правильных пропорциях самом деле может быть вполне положительным",
- говорит руководитель британского филиала движения Анна Хьюз.

Ответ, очевидно, заключается в другом модном жаргончике экоактивистов - высказывании train bragging.

На русский его можно примерно перевести как "поезд - это круто", которое звучит значительно более позитивно по сравнению с Шеймингом и к тому же поощряет к активным действиям.