Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Шаг к масштабной приватизации и перезапуск НАПК. За что проголосовала Рада?

Шаг к масштабной приватизации и перезапуск НАПК. За что проголосовала Рада?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика
Шаг к масштабной приватизации и перезапуск НАПК. За что проголосовала Рада? В среду, 2 октября, народные депутаты большинством голосов признали утратившим силу закон о перечне государственных предприятий, не подлежащих приватизации. В нем упоминались около тысячи объектов, находящихся в государственной собственности.

Один из авторов законопроекта, нардеп от "Слуги народа" Дмитрий Наталуха объяснял, что этот перечень принимался еще в 1999 году и с тех пор потерял свою актуальность - к примеру, часть упомянутых в нем госпредприятий, заявлял он, давно ликвидированы.

Кроме того, принятый закон вносит изменения в закон "О приватизации государственного и коммунального имущества".

В новой редакции говорится, что приватизации не могут подлежать объекты спортивной инфраструктуры, предприятия по изготовлению и ремонту вооружения, а также объекты, расположенные на временно оккупированных территориях (до момента, пока Украина не восстановит контроль над ними).

Еще один автор законопроекта, Роксолана Пидласа, выступая в парламенте заметила: отмена запрета на приватизацию тех или иных объектов госсобственности еще не значит, что их обязательно приватизируют.

По ее словам, иногда это делается для того, чтобы дать возможность инвесторам получить в таких-то компаниях миноритарный пакет акций - полного контроля над предприятием они не получат.

Принятие закона - шаг к масштабной приватизации объектов государственной собственности, которую ранее анонсировали президент Владимир Зеленский и премьер Алексей Гончарук.

В программе правительства, обнародованной на сайте парламента, говорится, что в ближайшие годы власти намерены ликвидировать более тысячи убыточных госпредприятий, еще сотни - приватизировать.

"Мы будем способствовать развитию частного сектора, который более производителен и эффективен, чем государственный. Государство больше не будет тратить средства налогоплательщиков на поддержку неэффективных убыточных предприятий", - говорится в программе.
 
 

Перезапуск НАПК

2 октября Рада также во втором чтении проголосовала за закон, который среди прочего меняет структуру правления Национального агентства по вопросу предотвращения коррупции (НАПК).

Ключевое новшество - вместо членов руководства НАПК вводится должность председателя, который назначается и освобождается Кабинетом министров.

Руководитель органа будет назначаться на 4 года и не сможет занимать эту должность два срока подряд. Одним из оснований для освобождения чиновника может служить заключение комиссии, которая будет проводить независимую оценку деятельности НАПК.

После того, как принятый закон вступит в силу, полномочия членов НАПК и его руководства прекращаются, а Кабмин в течение 45 дней должен организовать проведение конкурса по избранию нового главы агентства.

Также закон предоставляет НАПК автоматический доступ к реестрам собственности - это должно упростить процесс проверки деклараций.

Ранее работа Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции подвергалась критике - в частности, за медленных темпов проверки деклараций госслужащих. Представители НАПК, в свою очередь, жаловалась именно на то, что проверять их приходится вручную.

Перезапуск работы НАПК имеет целью сделать его деятельность более эффективной, убеждают авторы законопроекта.
 

Сокращение госфинансирования партий

Тем самым законом также вносятся изменения в закон "О политических партиях в Украине", который ранее гарантировал государственное финансирование политическим партиям, которые набрали на парламентских выборах более 2% голосов.

Согласно новой редакции статьи, которую одобрил Совет, такое финансирование теперь получать исключительно те партии, которые прошли в парламент, то есть преодолели 5-процентный барьер.

Кроме того, изменения предусматривают сокращение объемов госфинансирования политических партий.

Если раньше этот объем определялся по формуле "две сотых от минимальной заработной платы, помноженные на общее количество избирателей по многомандатному избирательному округу на последних выборах в Раду", то теперь коэффициент уменьшен до одной сотой.

Государственное финансирование политических партий вводилось в Украине как элемент борьбы с политической коррупцией и вывода политсил из-под контроля олигархов, однако в конце концов эта практика подверглась значительной критике.

Больше оговорок звучало из-за больших бюджетных расходов, которые, по словам критиков, целесообразнее было бы потратить на решение более насущных проблем, чем финансирование партий, которые не прошли в парламент.

Петиция на сайте президента с призывом отменить или приостановить финансирование партий из госбюджета летом собрала более 25 000 подписей.