Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Раиса ЧУХРАЙ: «Исходя из своего опыта скажу - без фондов школы не обойдутся»

Раиса ЧУХРАЙ: «Исходя из своего опыта скажу - без фондов школы не обойдутся»

Категория: Общество, Регион
Раиса ЧУХРАЙ: «Исходя из своего опыта скажу - без фондов школы не обойдутся» ПОЗИЦИЯ на своих страницах неоднократно поднимала тему образования в нашей стране, в том числе и школьного. Сегодня оно претерпевает серьезные изменения в соответствии с реформой и внедрением проекта «Новая украинская школа». Безусловно, преобразования в этой сфере необходимы, однако все ли принципы НУШ на практике работают так, как надо? Об этом мы поговорили с депутатом Запорожского областного совета Раисой Чухрай, которая проработала директором гимназии №107 21 год.
 

- Реформа школы – ваше мнение о ней? Что хорошего принесло это новшество?

- Школьная реформа – хоть и фундаментально важный, но только фрагмент общей картины изменений в системе образования государства, - говорит Раиса Васильевна. - Новое содержание образования основано на формировании необходимых для успешной самореализации в обществе компетентностей. Оно дает больше возможностей для развития творческого потенциала учителя, а также способствует развитию коммуникативных компетенций учащихся. Это предусмотрено самой программой и содержательным наполнением учебников и дидактических материалов. Особое внимание в НУШ уделено внутрипредметной и межпредметной интеграции, что дает возможность использовать знания в различных образовательных отраслях и обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

 

- Но вместе с тем нельзя обойти стороной определенные проблемы, связанные с данной реформой...

- Все ее ждали давно – и учителя, и родители. Но немного не в таком виде ожидались эти преобразования. Все думали о том, чтобы уменьшить нагрузку на детей, и у них оставалось время посещать секции, заниматься внеклассной работой, даже просто погулять. Но на сегодняшний день НУШ не совсем оправдывает ожидания. По моему мнению, она поставлена на «политические колеса», ведь если реализовалась так быстро – значит, было очень много непродуманных шагов, а в образовании это недопустимо. Необходимо было создать пилотные школы, которые начинали бы свою работу буквально с детского сада. Тогда был бы плавный переход в НУШ. А сегодня мы движемся вперед буквально на ощупь, методом проб и ошибок.

 

Да, в реформе есть и плюсы. Но не могу сказать, что «нововведения» действительно такие уж новые. Например, групповая форма работы – она и раньше внедрялась в школах, где работали опытные, творческие учителя. То же касается и развивающих уроков – база под них не до конца готова. На сегодняшний день первые классы не обеспечены ни дидактическим раздаточным материалом, ни развивающими играми. Очень велика нагрузка на учителя и финансовая – на родителей. Многие педагоги с колоссальным опытом имели высокие результаты своей работы. Но сегодня они просто уходят, потому что не приемлют методики, предложенной НУШ.

 

- А то, что сегодня на уроке ребенку дана большая свобода – это хорошо?

- Он может встать, походить, выйти, покушать, но урок ведь идет! И если учитель дает какую-то тему и выпадает связующее звено в объяснении, ученик дальше материал уже не понимает, особенно если это точные науки. Свобода – это хорошо, но я считаю, что она может негативно отразиться на будущем ребенка. Потому что дети, которые не приучены в школе к дисциплине, порядку, режиму, точно так же будут вести себя и после – в вузах и на работе. Я думаю, что выпускникам НУШ в этом плане придется нелегко по жизни. Хотя урок длится не так долго, и вполне можно выслушать учителя, получить необходимый материал, не отвлекаясь на посторонние дела.

 

- В начальных классах НУШ домашние задания не задают. Как вы к этому относитесь?

- Если бы все-таки программный материал разгрузили, то учитель успевал на уроке дать необходимый объем знаний и закрепить его. Я считаю, что домашние задания в начальной школе не нужны. Есть опыт других стран, где вообще не бывает домашних заданий как таковых. Но сегодня наши школы новые, а подходы остаются старые. Есть нормативные документы Министерства образования и науки, которые регламентируют объем задаваемых заданий, но учителя их игнорируют.

Я общалась с родителями и учителями, которые говорят о том, что дети физически не успевают освоить материал. Поэтому домашние задания все равно задаются. Дети не отдыхают, устают. Все это должна контролировать администрация, а родители - не молчать и быть адвокатами своих детей, уметь защитить их от домашних заданий, чтобы не подорвать их здоровье.

 

- Что существенно изменилось для учителей с внедрением НУШ?

- Повторюсь, многие опытные педагоги не хотят работать по этой программе. Учитель должен психологически перестроиться, и для этого понадобятся годы. Нужно подождать, пока сменится поколение учителей. Думаю, пройдет время, и мы поймем, нужна ли в таком виде новая украинская школа или необходимо будет все-таки корректировать программу обучения.

 

- Высокая «наполненность» классов, которая сейчас имеет место быть в некоторых школах, - что делать с этой проблемой?

- Все просто: нужно открывать больше классов! А у нас подгоняют все под выделение средств, под тарификацию. Положены в школе четыре класса – набирают четыре, но сегодня к учебным заведениям прикреплены микрорайоны, которые сформированы неправильно. Из-за чего и получается, что в одних школах классы переполнены, в других - не набраны. А в классах, где более 30 детей, обучить ребенка очень сложно.

 

- Понятие «компетентность»: расскажите, что под ним подразумевается в НУШ?

- Компетентность была всегда. Из школы необходимо выпустить компетентно подготовленного человека – это обучение стандартам, возможность прожить ситуацию на собственном опыте. Не зазубрить предмет, а получить навыки применения его на практике, в жизни. То, что компетентность называют новшеством – неправильно. Это по-другому названные старые методики. То есть просто поменяли название, добавив к нему стандарты и другие обозначения.

 

- Новая школа – это изменения только в обучении или и в финансировании тоже? Сейчас многие говорят, что школьных фондов не существует, но они-то есть...

- Чтобы создать нечто новое, необходимо вложить колоссальные средства и материально-учебную базу, условия. Нужно переподготовить учителей, создать пилотные школы. И только после всего этого посмотреть, как это все сработает на практике. Сейчас государство пытается выделять средства на НУШ. Но я лично знаю случаи, когда закупались ненужные товары якобы для школ. Маленькая посуда, которая предназначена для ясельных групп, маракасы, - над этими ненужными в школе предметами многие смеялись.

 

Что касается благотворительных фондов... Если бы школы на сегодняшний день обеспечивались в полном объеме государством, тогда вопрос фондов отпал сам собой. Но школам выделяют крохи, и их не хватает на приобретение всего необходимого для качественного обеспечения учебного процесса. Но зато от руководителя требуют, чтобы его учебное заведение было чистым и красивым. Вот потому и работают родительские комитеты, чтобы помочь школам обеспечить комфортный учебный процесс и с соблюдением санитарных норм. И хорошо, что родители помогают школе! Безусловно, есть случаи, когда приобретают то, без чего можно обойтись – это надо пресекать сразу. Исходя из своего опыта и после общения с коллегами скажу: без фондов школы не обойдутся.

 

-Что нужно поменять в НУШ, дабы она оправдала свое существование?

- Проект уже стартовал, и так быстро и просто его не «свернуть». Но, например, в старшей школе нужно срочно снизить загрузку учеников, убрать лишние предметы для выпускников. Не секрет, что многим из них, чтобы после поступить в вуз, нужно заниматься с репетитором. И заниматься основательно. И такой ребенок от загрузок буквально валится с ног и теряет здоровье, потому что это психологически и морально очень трудно. Поэтому нужно оставить максимум десять предметов в выпускных классах. Чтобы дети целенаправленно готовились к поступлению в университеты, имея на это время и силы.

Нужно также учитывать природные способности детей. Одни могут усваивать предложенный материал, другие - нет. Нужна индивидуальная работа на уроках. Но детям, которые имеют возможность изучать школьные предметы на более высоком уровне, надо предоставлять такой шанс. Но и те, кто чуть послабее, не нуждаются в дополнительной нагрузке – к ним просто должен быть иной поход.

 

Марина УЛУНОВА, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.