Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Анбандлинг: от Нафтогаза отделили ГТС

Анбандлинг: от Нафтогаза отделили ГТС

Категорія: Головне, Економіка
Анбандлинг: от Нафтогаза отделили ГТС В четверг, 31 октября, 341 депутат проголосовал за законопроект об отделении газотранспортной системы (ГТС) из структуры "Нафтогаза".

Чтобы осуществить так называемый "анбандлинг", то есть отделить компании, добывающие, транспортирующие и поставляющие газ, депутаты внесли изменения в два кодекса и нескольких законов.

Министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель назвал это "историческим событием".

"Долго мы не могли построить законодательную базу, которая соответствует европейским нормам для того чтобы нас больше не шантажировали, для того, чтобы мы обеспечили долгосрочную транспортировку газа по территории Украины, использование украинской ГТС, обеспечение стабильного дохода от этих активов", - заявил чиновник.

Несмотря на то, что в названии законопроекта говорится только о транспортировке газа, он предусматривает, что так на рынке электроэнергии будет выделены оператора системы передачи электричества.
 
 

Зачем это нужно?

Согласно Соглашению об ассоциации с ЕС, а также как член европейского Энергетического сообщества, Украина взяла на себя обязательства выполнять требования европейского законодательства в области энергетики - так называемого Третьего энергетического пакета.

Он предусматривает, что добыча, транспортировка и поставка газа конечным потребителям должны осуществлять отдельные компании. Так потребитель будет защищен от завышенных цен и других "прихотей" на рынке, являющихся монопольными по своей природе.

Кроме того, в конце года заканчивается контракт между "Нафтогазом" и "Газпромом" на транспортировку газа в Европу.

В интересах Киева, чтобы новый контракт был подписан по европейским законам, а следовательно, "Нафтогаз", который сейчас руководит и украинской ГТС, должен провести "анбандлинг", а ГТС должен получить нового руководителя.

Сертификация нового оператора также должна состояться до конца этого года. Так же, как и переговоры с российским "Газпромом" о подписании контракта.

"Принятие этого законопроекта необходимо для своевременного завершения процесса отделения оператора ГТС от" Нафтогаза". Это крайне важно для выполнения Украиной международных обязательств и сохранения нашей страной транзита", - заявил глава "Нафтогаза" Андрей Коболев при обсуждении проекта.

В чьих руках будет украинская ГТС?

"Оператором газотранспортной системы, находящейся в государственной собственности и не подлежит приватизации, может быть исключительно субъект хозяйствования, владельцем 100 процентов корпоративных прав которого является государство или субъект хозяйствования, 100 процентов корпоративных прав которого принадлежат государству", - говорится в правках к проекту во втором чтении.

Кроме того, как отметил председатель комитета по энергетике и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус, представляя законопроект, накануне голосования комитет одобрил основную правку, которая запрещает приватизацию, концессию, аренду ГТС, а также управление ней третьими сторонами (кроме государства).

Анбандлинг: от Нафтогаза отделили ГТСВ сентябре правительство обновило план анбандлингу "Нафтогаза" и структуру того, как это будет происходить.

Цепочка шагов, которые должны привести к отделению газотранспортного бизнеса с "Нафтогаза" выглядит так:

Сейчас все функции по транспортировке газа выполняет "Нафтогаз" и непосредственно его "дочка" - "Укртрансгаз", в составе которого был создан филиал "Оператор ГТСУ".

Именно в ней сконцентрировано весь персонал, процессы и активы, необходимые для транспортировки.

Кроме того, должна быть создана "дочка" "Укртрансгаза" с таким же названием - ООО "Оператор ГТСУ". С 1 июля все наполнение филиала, кроме активов - ГТС, переведено в ООО.

Именно ООО "Оператор ГТСУ" и станет ядром будущего независимого оператора ГТС. Именно ее с 1 января вместе с ГТС будет передано ОАО "МГУ".

В свою очередь МГУ постановлением правительства подчинено министерству финансов.

"ГТС будет сохранена в государственной собственности - не предвидится никаких изменений этого статуса, - утверждает господин Коболев. - Она будет находиться в управлении оператора на основании соглашения хозяйственного ведения. В свою очередь ОГТСУ - будет принадлежать ОАО" Магистральные газопроводы Украины ", владельцем которого является Министерство финансов".