Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рекордное финансирование армии или что не так с нацбезопасностью Зеленского

Рекордное финансирование армии или что не так с нацбезопасностью Зеленского

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика
Рекордное финансирование армии или что не так с нацбезопасностью Зеленского Уровень финансирования сектора нацбезопасности и обороны на 2020 год в целом выглядит довольно прилично - 246 млрд. гривен, что на 16% больше предыдущего года. Большинство структур остались недовольны и жалуются на несбалансированность распределения средств.

В субботу, 2 ноября, СНБО рассмотрел проект бюджета на 2020 год для правоохранительных и военных структур. Там решали, кому и сколько добавить денег к тем показателям, которые парламент принял в первом чтении.

А уже в воскресенье вечером правительство приняло проект бюджета и заявило о готовности передать его в парламент для принятия в целом. "Впервые это бюджет развития страны и безопасности людей", - похвастался премьер Алексей Гончарук.

Что решили в субботу на СНБО, кто остался доволен, а кто не очень, и какие ведомства с таким бюджетом готовятся буквально выживать.
 

Все скопировали

 
В том варианте бюджета, который одобрил парламент в первом чтении в октябре, распределение денег для силовых и правоохранительных структур выглядело примерно таким же, как и в бюджете на 2019 год. То есть показатели фактически скопировали.

Но при этом появилось одно новшество: в проект бюджета к первому чтению правительство существенно увеличило финансирование СНБО - почти в 160 раз (до 28 млрд грн). Как объяснял Александр Данилюк, который в формировании бюджета нацбезопасности был секретарем СНБО, эта сумма впоследствии будет распределена между силовыми ведомствами. Но не просто так - деньги пойдут тем, кто будет демонстрировать реформы. И каждый руководитель ведомства должен убедить СНБО выделить средства именно ему.

Копирование цифр госбюджета предыдущего года негативно восприняли в ведомствах. Например, в Министерстве обороны те же 102 миллиарда на следующий год посчитали недостаточными, а для пограничников, которым даже не хватает горючего, бюджет на уровне 2019 был бы просто катастрофическим.
 
Пограничная служба испытывает серьезные проблемы с финансированием. Это привело к массовому оттоку кадров и некомплекта на границе. И, конечно, пограничная служба надеялась на увеличение своего бюджета в 2020 году.

Недовольны проектом бюджета и в СБУ, на которую ждет радикальная реформа. Как ее проводить без денег - открытый вопрос.

Учитывая все эти проблемы силовые структуры возлагали большие надежды на дополнительные миллиарды от бюджета СНБО. И в результате довольным осталось только Министерство обороны.
 

Реформа без денег

Известно, что совещание в СНБО в субботу проходило без участия президента, руководил процессом секретарь этого органа Алексей Данилов.

Там за закрытыми дверями происходили настоящие баталии, поскольку не все руководители силовых ведомств были довольны предложениями по финансированию на следующий год. "Опять все деньги отдают армии", - заявил один из участников совещания.

Наибольшее несогласие с решением СНБО о распределении средств высказал руководитель СБУ Иван Баканов. Он вступал в жесткую дискуссию с министром обороны Андреем Загороднюком и пытался доказать, что такое решение несправедливо. Ведь на очереди - реформа СБУ, которая уже перезрела и требует финансов.

Баканов подтвердил, что недоволен таким финансированием, поскольку деньги есть только для зарплат, а на развитие предусмотрели мизерные 5%. "Буду обращаться в парламентский комитет по вопросам нацбезопасности и обороны", - сказал руководитель спецслужбы.

В проект бюджета на спецслужбу предусмотрели почти 12 млрд гривен, это на 2 миллиарда больше чем в прошлом году. Но минимальная потребность, по данным спецслужбы, составляет 15,5 млрд. То есть СБУ не хватает 3,5 млрд. гривен, чтобы прожить следующий год и запустить реформу.

Не самые радужные перспективы и в пограничной службы, которая надеялась что в 2020 году ее приравняют по зарплате до уровня военных Вооруженных сил, в 2019 году получили повышение всего лишь на треть.

С этим проектом бюджета это сделать невозможно, ведь денег дали значительно меньше от потребности. К примеру, сегодня в зоне ООС пограничник в среднем получает на 7000 гривен меньше военного ВСУ. С новым бюджетом эта разница немного уменьшится, но полностью ее не одолеть.

Поэтому массовый отток кадров с границы продолжается. По данным ведомства, в 2017 и 2018 годах показатель увольнений увеличился вдвое по сравнению с предыдущими годами (в 2015 и 2016 годах освободилось по 1300 контрактников, в 2017 и в 2018 году - 2912 и 2557).

За десять месяцев этого года из службы уже ушло 2200 контрактников, к концу года этот показатель, прогнозируемо, будет еще больше. То есть за год пограничная служба рискует потерять около 3 тыс. военнослужащих и претендует на рекордный показатель за всю ее историю.
 
 
Рекорд для Минобороны
Как оказалось, единственным ведомством, которое удовлетворено уровнем бюджета на следующий год является Министерство обороны. "Главная цель оборонного ведомства - это развитие Вооруженных Сил Украины, поэтому процент бюджета существенно вырос и должен стать крупнейшим бюджетом со времен независимости Украины", - сказал во время презентации бюджета министр Андрей Загороднюк.

В Минобороны нам сообщили, что бюджет ведомства на следующий год будет 125,1 млрд. гривен, что на 23% больше предыдущего.

На закупку нового вооружения и техники направят в три раза больше, чем в прошлом году. По словам министра, именно это будет приоритетом в бюджете ведомства.

В СБУ, анализируя эту ситуацию, указывают на несбалансированность распределения расходов на сектор нацбезопасности и обороны, приводит к финансированию спецслужбы по "остаточному" принципу. "За 2014 - 2020 годы расходы Минобороны (как основной орган сил обороны) выросли в 8,4 раза, в то время как СБУ (как основного органа сил безопасности) - только в 3,7 раза", - сообщили в службе.

Похожие жалобы и у других силовых структур. Недовольны проектом и в МВД. Там надеются на внесение изменений на этапе обсуждения в парламентских комитетах.

Стоит отметить, что диспропорции в финансировании силовых ведомств начали расти еще при предыдущей власти. В 2014 году, получив полностью недееспособные Вооруженные силы, правительство направило все возможные ресурсы на восстановление их боеспособности. В результате армия ежегодно при формировании бюджета была в приоритете и впоследствии перегнала в обеспечении другие структуры. После нескольких этапов поднятия зарплат военным ВСУ, военнослужащие других формирований остались далеко позади.

Никто из опрошенных структур не говорит, что это плохо - существенно увеличивать финансирование Минобороны, но там уверены, что нельзя при этом игнорировать потребности других силовых ведомств. Ведь так же как профессиональная и боеспособная армия, государству нужны защищены границы, профессиональная контрразведка и эффективная полиция.

В парламентской оппозиции критикуют проект бюджета за такие диспропорции и прогнозируют кадровый кризис в рядах отдельных структур. "Ситуация с Государственной пограничной службой - вопиющая. Если руководство офиса президента и правительство заявляют о приоритете борьбы с контрабандой, то создавать искусственный кризис среди пограничников - не логично", - комментирует депутат от "Европейской солидарности" Ирина Фриз.

"Это недопустимо в условиях войны. К сожалению, я так и не услышала от монобольшинства ни предостережения и беспокойства", - говорит она.

В свою очередь в провластной партии уверяют, что знают об этих диспропорции, но понимают логику уделять больше внимания ВСУ. "Мы понимаем и знаем, что основную тяжесть войны, международного вооруженного конфликта фактически ложится сегодня на ВСУ. И также понимаем, что нам нужно сформировать резерв", - говорит член комитета по нацбезопасности и обороны, депутат от "Слуги народа" Ирина Верещук.

По ее словам, вряд ли на стадии обсуждения бюджета удастся внести какие-то изменения, ведь расходы на нацбезопасности и обороне уже утвердил СНБО. Но вполне реально, что для решения этих проблем впоследствии в госбюджет могут внести изменения.