Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Продажа земли в Украине: что хотят принять

Продажа земли в Украине: что хотят принять

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика
Продажа земли в Украине: что хотят принять После того, как в сентябре этого года правительство объявило о планах отменить мораторий и запустить рынок земли и подало в парламент соответствующий законопроект в Верховной Раде появились еще 10 проектов закона.

Один из них - одиннадцати в общем списке - внесен от парламентского комитета по вопросам аграрной и земельной политики, но среди его авторов - только депутаты от "Слуги народа".

Именно этот проект закона аграрный комитет рекомендовал для рассмотрения в сессионном зале.

Но чем он отличается от того, который за две недели от депутатов от "Слуги народа" подалр правительство, сформированное той же политической силой?

 

Кто может покупать землю?

На первый взгляд, перечень тех, кто сможет покупать землю сельхозназначения, в комитетском проект совпадает с правительственным. это:

  • граждане Украины;
  • юридические лица Украины, созданные по законодательству Украины;
  • территориальные общины;
  • государство.

Депутаты настаивают на формулировке "юридические лица Украины, созданные по законодательству Украины", ранее этот термин не использовался и правительство и критиковали юристы. Чиновники к критике прислушались, убрав тавтологию, а депутаты - оставили.

Иностранцы, согласны с обеими законопроектами, "могут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в порядке наследования по закону, но обязаны осуществить их отчуждения в течение одного года со дня приобретения права собственности".

После обнародования правительственного проекта участники рынка и эксперты обращали внимание: хоть президент и обещал, что "китайцы, арабы и инопланетяне" не станут собственниками украинской земли, собственниками юридических лиц или их бенефициарами могут быть иностранцы. И премьер признавал: могут.
 

Переходные положения для иностранцев и исключения

Однако в депутатском проекте появляется целый абзац изменений Переходных положений Земельного кодекса, посвященный иностранцам и иностранным юридическим лицам.

В нем говорится о том, что до 2024 года они не смогут покупать землю сельхозназначения в Украине, независимо от того, продает ее государство или частное лицо.

"К 1 января 2024 не допускается приобретение юридическими лицами, бенефициарным владельцем (контроллером) которых являются иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, созданные по законодательству иному, чем законодательство Украины, иностранные государства, права собственности на:
 
  • земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности,
  • земельные участки, находящиеся в частной собственности и предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельные доли (паи)".

Но есть и исключения

"Требования настоящего пункта не распространяются на случаи приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями в собственность земельных участков, которые используют такие земельные участки на правах аренды, эмфитевзиса, при условии, если:

с момента государственной регистрации юридического лица - приобретателя права собственности прошло не менее 3 лет,
право аренды, эмфитевзис возникло до вступления в силу настоящего пункта".

Проще говоря, аграрные предприятия, владельцами или конечными бенефициариями являются иностранцы, которые работают в Украине более 3 лет и арендуют землю, после того, как закон вступит в силу, смогут эту землю купить. При этом, как нынешние арендаторы, они, согласно этому же закону, будут иметь преимущественное право на покупку земли.

Что это значит на практике?

"Сегодня большое количество сельскохозяйственных земель находятся в аренде крупных предприятий с иностранным капиталом, которые соответствуют указанным требованиям. Таким образом, ограничения, установленные абзацами 1-3, на большее количество юридических лиц не будут распространяться", - к такому выводу пришли в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады.

Изменения в одобренных законопроектах

11 ноября, когда рассмотрение земельных законопроектов сначала появилось в повестке дня заседаний Верховной Рады, а потом исчезло, президент Владимир Зеленский заявил в обращении, что между первым и вторым чтением в законопроекту будут внесены изменения. Согласно этим изменениям "право продавать и покупать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании, основанные исключительно украинскими гражданами".

"Иностранцы и компании, имеющие среди учредителей иностранцев, получат право покупать украинские земельные участки только в случае если на это дано согласие народа Украины на всеукраинском референдуме",
- заявил президент.
 

Другие ограничения

Правительственный проект предусматривал два ограничения для покупки земли по площади: совокупная площадь участков "в одних руках" не может быть больше 15% в одной области и 0,5% в Украине.

Депутаты предлагают такие ограничения для продажи земли "в одни руки":

  • 35% - в пределах одной объединенной территориальной общины,
  • 8% - в пределах одной области или Автономной Республики Крым,
  • 0,5% земель сельскохозяйственного назначения Украины.

Следовательно, по депутатским проектом в пределах одной области один владелец и связанные с ним лица - физические и юридические, могут покупать в два раза больше земли, чем предлагало правительство.

Впрочем, как и в правительственном проект, землю не смогут покупать физические или юридические лица, в отношении которых действуют санкции и список которых вводится решением СНБО, согласно закону "О санкциях". Прямого запрета на покупку земли российским гражданам или компаниям нет.

Земельный кодекс, который закрепил гарантии права собственности на землю, приняли в 2001 году. Одновременно с этим ввели временный запрет на отчуждение земель сельхозназначения.

Тогда объясняли, что через некоторое время будет подготовлена  вся законодательная база для успешного внедрения рынка земли. С тех пор Верховная Рада только регулярно продолжала мораторий на продажу земли. Последнее такое продление состоялось в конце 2018 года, и оно действует до конца этого года.

Международные финансовые партнеры Украины, эксперты и правительство считают, что за время действия моратория в Украине сложился теневой рынок земли, на котором активно используются коррупционные схемы, а отсутствие конкуренции привела к падению арендной платы.

Кроме того, за это время, как заявил президент Зеленский, умерло около 1 млн владельцев участков, которые так и не смогли воспользоваться своим право распоряжаться землей.

То, что владельцы земли де-факто не могут ею распоряжаться, подтвердил и Европейский суд по правам человека, который мая 2018 года вынес решение в пользу двух украинских граждан, которые жаловались на земельный мораторий.

Вместе с тем, социологические опросы показывают, что большинство украинцев не поддерживают купли-продажи земли. В зависимости от того, как сформулирован вопрос - об отмене моратория, продажа земли или права распоряжаться землей, как собственностью, - отрицательно относятся к этому от 73% до 49% украинцев.

Положительно к продаже земли относятся не более трети украинцев.

По данным источников, в "Слуге народа" также далеко не все депутаты готовы поддержать предложенные механизмы рынка земли, особенно среди мажоритарщиков.

Поэтому пропрезидентская фракции в среду проводила совещание по этому поводу. Депутатов хотели убедить проголосовать по крайней мере в первом чтении, а ко второму выйти на компромиссный вариант.

А под Верховной Радой уже второй день подряд собрались как противники, так и сторонники земельной реформы.