» » » » Ученые: древние люди жили значительно дольше, чем считали до сих пор

Ученые: древние люди жили значительно дольше, чем считали до сих пор

Ученые: древние люди жили значительно дольше, чем считали до сих порДавний родственник современного человека еще относительно недавно жил на территории Юго-Восточной Азии, свидетельствует новое исследование.

Представители Homo erectus ("Человек прямоходящий") эволюционировали около двух миллионов лет назад, и были первым известным человеческим видом, который ходил полностью вертикально.

Новые доказательства свидетельствуют, что этот вид жил на индонезийском острове Ява еще 100 тыс. лет назад - гораздо дольше после того, как он исчез в других местах, - пишет корреспондент ВВС по вопросам науки Пол Ринкон.

А это значит, что Homo erectus существовали там тогда, когда наш вид уже жил на Земле.

Подробные результаты исследования описаны в журнале Nature.

В 1930-х годах на месте скопления костей у поселка Нгадон в центральной Яве нашли 12 верхушек черепов и две берцовые кости Homo erectus.

В последующие десятилетия исследователи пытались установить возраст этих ископаемых остатков. Однако это было сложной задачей.

В 90-х годах одна команда ученых исходила из версии, что Homo erectus существовали в период между 53 или 27 тысячами лет назад.

Это укрепило предположение, что современные люди на самом деле пересекались по времени с Homo erectus.

Сейчас исследователи под руководством профессора Рассела Чохона из университета Айовы начали новые раскопки на берегах реки Соло на острове Ява, повторно проанализировав местность и окрестности.

Они считают, что возраст найденной костной ткани - от 117 до 108 тысяч лет. А это самые молодые известные остатки Homo erectus, найденные где в мире.

"Это очень молодой возраст для окаменелых остатков примитивных Homo erectus. Это свидетельствует, что этот вид жил на Яве более миллиона лет",
- говорит профессор Крис Стрингер, исследователь человеческой эволюции из Лондонского естественнонаучного музея.

Исследователи предполагают, что останки древних людей, которые они исследуют, оказались в одном месте из-за массовой гибели - возможно, в результате схода селевого потока во время или после извержения вулкана.

"Хоббиты" на других островах

На других островах Юго-Восточной Азии Homo erectus эволюционировали в меньшие по размеру виды, такие как Homo floresiensis (карликовый "Человек флоресский", которую еще называют "Хоббит") на индонезийском острове Флорес, или Homo floresiensis ("Человек из Кальяо») на Филиппинах.

Это, вероятно, было вызвано нехваткой пищи на островах.

Однако на Яве, похоже, пищи было достаточно для того, чтобы Homo erectus оставались в своих привычных размерах.

Люди, чьи кости нашли у Нгадону, были ростом 1,5-1,8 метра - так же, как и другие представители вида, найденные в Африке или в Евразии.

Изменение подхода

Новые данные о Homo erectus меняют устоявшееся мнение о человеческой эволюции как о прогрессе от обезьяны к современному человеку, отмечает Пол Ринкон.

Именно этот подход воплощен в известной иллюстрации "Марш прогресса", на которой шимпанзеподобный человек постепенно превращается в Homo sapiens, "вершину эволюции".

На самом деле все было гораздо более хаотично, а виды, которых мы считали переходными звеньями, существовали одновременно друг с другом в течение сотен тысяч лет.

Как же Homo erectus удалось жить так долго на Яве?

В Африке они исчезли полмиллиона лет назад, в Китае - 400 тыс. Лет назад. Рассел Чохон предполагает, что это произошло из-за вытеснения другими человеческими видами.

Однако на Яве "люди прямоходящие" смогли на время скрыться и нормально существовать в изоляции.

Ученые предполагают, что они вымерли здесь только с изменением климата, когда остров заполонили тропические леса, в которых Homo erectus так и не смогли приспособиться.

После этого людей на Яве не было, много пока там 39 тыс. лет назад не появились современные Homo sapiens.

В то же время профессор Крис Стрингер предполагает, что найденные на Яве другие остатки Homo erectus могут быть даже моложе тех, которые исследовали сейчас, однако установить их точный возраст имеют новые исследования.