Округа и префекты. Как в Украине могут появиться «смотрящие» от Зеленского
25 грудня 2019 09:07
Переглядів: 223
Коментарів: 0
Надрукувати
Владимир Зеленский предложил Верховной Раде внести изменения в Конституцию, которые должны касаться децентрализации.
Децентрализация - не выдумка новой власти. Петр Порошенко тоже предлагал принять законопроект, текст которого в основном совпадает с предложениями Зеленского.
В 2015 году Рада проголосовала за реформу экс-президента в первом чтении. В тот день из-за скандальных правок об особом статусе Донбасса под парламентом вспыхнули протесты, переросшие в столкновения митингующих с силовиками и попытки штурма Рады. В правоохранителей бросили гранату, около сотни человек получили ранения, 4 нацгвардейца погибли.
В конце концов, законопроект так и оставался «предварительно одобренным» в течение 4 лет. Сейчас документ значится отозванным, а новая власть внесла свой.
Сейчас даже в «Слуге народа» признают, что их законопроект похож на тот пресловутый. На вопрос, почему не взяли проект Порошенко за основу, лидер партии Александр Корниенко объясняет, что к нему уже нельзя вносить правки и сам проект не перерегистрировали для нового созыва.
«Украинская правда» разбиралась, как новое территориально-административное устройство меняет Украину, какие несет угрозы и чем новации Зеленского отличаются от новаций предшественников.
Одна из основных и наиболее известных черт украинской децентрализации - образование общин вместо городов, поселков и сел. Однако измениться имеют и другие привычные названия.
Сейчас административно-территориальное устройство Украины состоит из областей, районов, городов, районов в городах, поселков и сел. Отдельно стоит Автономная Республика Крым.
Команда Зеленского хочет изменить эту систему следующим образом: низкий уровень - общины, они состоят в округа. Последнее звено - области. АР Крым также должен остаться отдельной единицей.
В отличие от тех общин, которые образуют сейчас, общины после реформы Зеленского будут регистрироваться юридическими лицами. Этот процесс, как и другие детали, еще будут уточнять дополнительными законами, объясняет Корниенко:
«Во исполнение этих изменений в Конституцию необходимо разработать пакет децентрализационных законов, он уже фактически разработан, его надо обсудить с обществом».
Из Конституции планируют убрать специальный статус Киева и Севастополя. Киев все же будет отличаться от других городов, но как столица.
Корниенко, представлявший президентский законопроект, объясняет: «Нет смысла предоставлять отдельный статус ни городам, ни областям. Есть правовой статус как столицы Киева - потому что это столица. И то это связано с выполнением столичных функций. А остальные города - зачем отдельный статус?»
Предложение предшественников несколько отличалась. Общины должны были составлять районы, а области и Крым были бы регионами. Севастополь тоже хотели оставить «особым».
Один из самых спорных вопросов децентрализации Порошенко - это особый статус Донбасса. В главном законе должно было появиться одно предложение, которое предусматривало, что особенности самоуправления в ОРДЛО будет регулировать отдельный закон.
В проекте Зеленского такого пункта нет. И в разговоре с УП Корниенко это подчеркнул. Однако прописано, что статус общин, округов или областей будут регулировать законы. На это обращают внимание критики новой децентрализации, и об этом пойдет речь ниже.
В то же время, из Конституции предлагают вычеркнуть абзац с перечнем областей. В «Слуге народа» это объясняют «мировой практикой».
«Названия регионов есть только в Конституциях стран, которые являются федеративными. Просто Конституция приводится к европейскому стилю в плане местного самоуправления, - говорит Корниенко, уверяя, что о планах менять названия или пределы области не идет. - Названия менять наоборот будет проще, если у нас будет такая ситуация, как с декоммунизацией - не надо голосовать на одной сессии, 300 голосами».
Префекты
Совершенно новое для украинской политики латинское слово «префект». Это новая должность - тот, кто ее будет занимать, является «представителем государства в округах и областях». В нынешней иерархии ближайший аналог - председатель местной государственной администрации, которого в народе обычно называют «губернатором».
Хотя Корниенко называет эту связь только удаленной: «Председатель ОГА представляет и реализует исполнительную власть в области, а префект представляет государство. И таким образом он только координирует центральные органы исполнительной власти, а основная его функция - следить за законностью решений органов местного самоуправления».
Префекты должны формировать свои офисы (фактически - вместо администраций). Назначать префекта будет президент по согласованию с правительством. Занимать должность префект может только 3 года и не более одного срока, все это время он подконтролен и подотчетен главе государства и Кабмину.
Основные полномочия префекта пропишут сразу же в Конституции:
- админнадзор за местными властями, чтобы они придерживалась законов,
- координация работы власти,
- обеспечение взаимодействия различных органов в условиях военного Округа и префектур.
|