Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Проводы на войну: уникальное Рождество у молдаван в Буковине

Проводы на войну: уникальное Рождество у молдаван в Буковине

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура
Проводы на войну: уникальное Рождество у молдаван в БуковинеЕжегодно 7 января ярко встречают православное Рождество два соседних села - Припруття и Бояны Новоселицкого района Черновицкой области.
 
 
Подавляющее большинство населения здесь - этнические молдаване.

В селах сохранилась традиция, по которой все группы сельских меланкарей (в Боянах на 5000 жителей таких четыре, еще две у Припрутья) 7 января, за неделю до праздника Маланки (13-14 января), воспроизводят в традиционных костюмах легенду времен молдавского господаря Штефана чел Маре (Стефана Великого, XV в.).

По преданию, Стефан Великий поднял Буковину на борьбу с исламом и сумел удержать край христианским.

С тех пор сохраняется обычай воспроизводить проводы воина-всадника в поход. Обычно он исключительно мужской, женщины и девушки к ритуалу традиционно не допускаются.

Провожают всадника мать (она в платке и с букетом в руке, часто букет воткнута в каравай) и дед.

Вместе с всадником на войну отправляются его слуги-хранители. Их можно узнать по свисткам украшенным костюмам.

В одном из углов Боянов "жандармы" имеют интересные шляпы, украшенные вороньим и павлиньим пером.

Слуг в селах называют Шандара - так видоизменилось со временем слово жандарм.

Каждую группу сопровождает народный оркестр. Собственных музыкантов на все отряды не хватает, поэтому некоторые группы нанимают оркестры в соседних селах и городах - порой даже в Каменце-Подольском Хмельницкой области.

Группы юношей заходят в каждый двор. Даже если там нет сейчас хозяев или никто не живет.

Если в доме есть незамужняя девушка, всадник с ней обязательно переплясывает.

Особенность празднования Рождества в Боянах - собственно в сохранившихся аутентичных старинных народных костюмах.

Многие деревни Новоселицкого района празднуют Рождество с отрядами колядников, но там костюмы ребят уже давно осовременились, упростились.

Ежегодном ритуала не становятся помехой даже ветер и сильный мороз: ребята заходят во все дворы своего угла, а затем выходят на центральную улицу Боянов к дому культуры.

Ватаги поют и танцуют дорогой к сцене возле дома культуры, несмотря на немалые пробки, которые образуются вследствие этого - ведь центральная улица еще и куском трассы на Черновцы.

На многих детях и некоторых женщинах заметно тайстры - традиционные шерстяные буковинские сумки, украшенные вышивками и блестками.

Еще раз юноши оденут пестрые народные костюмы в ночь с 13 на 14 января - тогда у них впереди тяжелая работа: за 24 часа обойти все дворы большого села и заколядовать в каждом.