Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Работа над ошибками

Работа над ошибками

Категорія: Суспільство, Регіон
Работа над ошибками В декабре глава Министерства образования и науки Украины Анна Новосад сообщила о намерении сократить количество высших учебных заведений. «У нас работает около 300 вузов. Нам не нужна такая сеть. Поэтому надо двигаться в направлении объединения и укрупнения университетов», - сказала она в одном из интервью.
 

Для справки отметим, что в стране средними специальными учебными заведениями являются только профессионально-технические училища, да и то потому, что в нужный момент не смогли пройти аккредитацию. Техникумы - высшие учебные заведения I уровня аккредитации, и дают дипломы младшего специалиста, колледжи - II уровень аккредитации – могут и бакалавра дать. Согласно закона Украины «Про вищу освiту» (статьи 6 и 25), высшее образование у нас имеет три уровня: предвысшее, базовое и полное. Таким образом, школьник, уйдя после 9-го класса в техникум или колледж и успешно его окончив, может потрясать дипломом государственного образца. И ничего, что его образование имеет приставочку «пред», главное, что в основе – «высшее».

 

Укрупняемся, закрываемся...

Недавно на законодательном уровне были внесены коррективы в высшее образование. Теперь власть перешла на новый уровень взаимоотношений с университетами. Отменяются дипломы государственного образца, каждый университет будет составлять документ в произвольной форме - так, как решит его ученый совет. Соответствующий закон №392-IX относительно усовершенствования образовательной деятельности в сфере высшего образования вступил в силу 16 января.

 

Пока действовали дипломы государственного образца, держава гарантировала, что качество выпускника одинаково везде стабильно – в киевском, харьковском, запорожском, житомирском, николаевском учебных заведениях. А теперь, когда начнут выдавать диплом отдельно взятого университета, достаточно будет поставить в один ряд дипломы столичных и региональных вузов и убедиться, что приоритет - не в пользу последних.

 

 Об укрупнении вузов в бытность министром образования говорила также Лилия Гриневич. Теперь уже нет выхода, как идти таким путем или закрываться за ненадобностью. Уже созданы вполне тепличные условия для этого действа. По закону нельзя будет создавать обособленные структурные подразделения вузов в городах-миллионниках - Киеве, Харькове, Львове, Днепре и Одессе, а те, которые сейчас работают, должны быть реорганизованы или закрыты до 1 июля 2021 года.

 

Но вишенкой на торте стал вопрос оплаты за обучение. До 2020-го ее определял университет, устанавливая, например, на юридическом факультете 18-20 тысяч гривен и 4-5 тысяч - на филфаке. В столице, конечно, подороже. А абитуриенты уже выбирали место обучения в меру толщины своих кошельков. Новый закон же предусматривает, во избежание демпинга региональными вузами все университеты страны, от столицы до окраин, перевести на фиксированные расценки для обучения. Точнее – три минимальные зарплаты за семестр. А теперь абитуриент даже и размышлять не станет на предмет того, где ему лучше заплатить 24 тысячи за обучение – в Харькове или Херсоне. Ответ думаем, очевиден – периферия обречена на вымирание...

 

 Анна Новосад в декабрьском интервью заявляла, что на высшие учебные заведения и колледжи из госбюджета уходит около 19 миллиардов гривен, и расходы на них следует оптимизировать. Вот таким простым законодательно-оптимизационным образом государство попросту устранилось от поддержки периферийных университетов.

 

Шансы мозгового центра

Законодательно введены новые условия лицензирования, поэтому преподавателям уже сегодня впору задуматься, где им дальше работать. Допустим, чтобы факультет, например, филологический, имел право выпускать учителей для школы, нужно получить лицензию. Для этого уже создано НАЗЯВО (с украинского - Независимое агентство обеспечения качества высшего образования – ред.). Факультет должен отправить в это ведомство свою программу, по которой он намерен готовить будущих учителей. Там ее рассматривают, потом присылают экспертов, которые проверяют, правильным ли путем идет преподавательский коллектив. Проще победить дракона, чем соответствовать заявленным критериям.

 

Для начала каждый преподаватель должен получить грант. Где его взять – вопрос отдельный. Счастливый его обладатель затем должен на научной конференции доказать, что грант потрачен корректно, приведя список статей и испытаний по работе, на которую был израсходован грант, а также список научных публикаций. Проще говоря, здесь оцениваются результаты работы не по практической пользе, а по теоретическим измышлениям. НАЗЯВО также требует публикаций в англоязычных журналах, в Scopus, к примеру. Там на коммерческой основе публикуются естествоиспытатели - химики, биологи, физики. Как вам название статьи «Недостающее звено в предотвращении недоедания»? Ответ напрашивается сам собой: еда. Или – «Подготовка людей с травмой спинного мозга к экстремальным штормам в эпоху изменения климата»?.. За бесплатно опубликуют разве что-то очень гениально-прорывное.

 

Поскольку грантов на всех не хватает, так же как и мест в англоязычных изданиях даже для самых гениальных публикаций, то на основании полученных данных НАЗЯВО может выставить экспертную оценку, которую несложно спрогнозировать. Вполне ожидаемо, что она будет негативной. По ее результатам могут всех дисквалифицировать, обвинив в непрофессионализме. А так, возможно, и будет, поскольку (читайте выше) слишком много из бюджета образование забирает. После этого можно резко сократить число преподавателей, а затем и сами вузы.

 

 Но куда идти преподавателям? У нашей власти нашелся выход, как еще больше сэкономить на высшем образовании и одновременно пристроить не получившего лицензию доцента. 16 января Верховная Рада приняла в целом законопроект «О среднем образовании» (№0901). Согласно этому законопроекту, учителем может стать человек без педагогического образования. В эту категорию входят и труженики высшей школы. Они же не педагоги, а ученые с правом преподавательской деятельности, но не учительской. Не имея категорий и соответствующего стажа, они не вписываются в иерархию школьной системы. Вот для таких ученых и уготовано местечко, где они в качестве «молодого учителя» пройдут в первый год работы - педагогическую интернатуру, получат наставника, которому будет полагаться дополнительная надбавка в 20% за обучение «ботана со степенью».

 

Я б в художники пошел

Касательно поступления в вузы, здесь тоже внесены изменения, очевидно, что под влиянием США. Университеты при зачислении абитуриентов смогут применять такой западный инструмент отбора, как мотивационные письма. С 2021 года, помимо внешнего независимого оценивания и творческих конкурсов, абитуриенту нужно будет аргументированно объяснить, почему его должны взять в вуз и чем поступающий будет ему полезен...

 

Замысел хороший. Абитуриент должен знать, зачем идет в вуз, зачем он хочет видеть себя в специальности. Это норма. Молодой человек обязан быть готов посвятить себя любимому делу. Но как это новшество в наших реалиях реализуется? Да просто. Сразу откроется платная услуга «Напишу мотивационное письмо», то есть на этом начнут зарабатывать. Как на написании дипломов «под ключ» или подготовке к ВНО. И поди знай, кто оказался более мотивированным – абитуриент или учительница на пенсии, подрабатывающая подвернувшейся халтурой.

 

И это переживем!

Закон, касающийся усовершенствования образовательной деятельности в сфере высшего образования, был поддержан в целом парламентом Украины 18 декабря 2019 года. Как пояснил тогда один из его авторов, глава парламентского комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак, теперь дипломов государственного образца уже не будет – чиновник назвал их «советским пережитком».Мол, пусть вузы самостоятельно доказывают свое качество, а не прячутся за спиной державы.

 

Поскольку гранит советской науки в рамках декоммунизации размолот до состояния панировочного сухаря, то описывать преимущества «тоталитарной» высшей школы давно уже утратило смысл. Однако ради справедливости отметим, что и во времена СССР тоже существовали «заборостроительные академии» с конкурсом три человека на два места, но и этим руководителям университета или института вышестоящие «товарищи» могли дать хорошую взбучку за качество подготовки или даже за моральный облик студента. А все потому, что студент гарантированно шел по распределению на завод, в школу или работать на ядерной станции, число которых во время деиндустриализации 90-х прошлого века поубавилось. Хорошо, что сегодня дают образовательную базу для дальнейшего усвоения узких специальных навыков. Пока дают...

 

Так вот, предприятий в 1990-е поубавилось, а вместо них был разрешен рынок образовательных услуг. Университеты с тех пор разрослись, как грибы после дождя. Поэтому ситуацию приходится отматывать назад. Так что ошибается Сергей Бабак, называя государственные дипломы «советским пережитком». Их тогда давали как раз за хорошее качество полученных знаний. И судя по всему, уже сегодня мы движемся к советскому сценарию высшего образования. Топовые вузы будут сосредоточены в крупных украинских городах. Это учебные заведения со своей славной историей, мощными научно-техническими лабораториями, базовыми предприятиями. К сожалению, сработает и естественный отбор по закрытии многих ныне действующих вузов – тех, которые родились на волне несистемного запуска свободного рынка образования, но так и не наработали должного авторитета в научной среде.

 

В европейских странах нет дипломов государственного образца. Есть дипломы Оксфорда, Кембриджа, Сорбонны, Краковского университета и т.д. Там учится элита. К этому приближают и украинское высшее образование. Можно сказать, началось исправление ошибок, накопленных за последние четверть века. Здесь прослеживается благородная цель: сделать высшее образование элитарным, как это было в ругаемой сегодня советской системе. Неизвестно, будет ли госбюджет при внедренных новшествах. Пока что он есть. Страна дает заказ на учителей, инженеров, медиков. Это заслуживает всяческой поддержки, однако важно и то, чтобы в будущем социальные обязательства государства перед высшей школой не были приведены к отрицательным значениям.

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

 

Источник Позиция