Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Кодекс противоречий

Кодекс противоречий

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Кодекс противоречий Почти весь прошлый год в Верховной Раде шла ожесточенная борьба за Избирательный кодекс. Напомним, уже на излете своей каденции его принял VIII созыв парламента, но президент Владимир Зеленский наложил на него вето и внес свои правки. В конце года с кодексом разбирался уже новый парламент. И вот с 1 января он вступил в силу. Как же украинцы будут избирать местную власть по новому законодательству?
 

По Избирательному кодексу выбирать депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов (с населением до 90 тысяч человек) будут по мажоритарной системе относительного большинства. В одном округе смогут выбрать от двух до четырех депутатов, а побеждает кандидат, который получает наибольшее количество голосов избирателей.

 

Выборы в Верховную Раду Крыма, областные и городские советы (свыше 90 тысяч жителей) будут проходить по пропорциональной системе с открытыми списками. То есть сначала избиратель должен выбрать партию, а потом конкретного депутата из этой партии. Мандаты получат местные организации партий, которые преодолели барьер в 5%.

 

Количественный состав депутатов в местных советах будет зависеть от числа избирателей в округе. Например, если таковых меньше тысячи, совет будет состоять из 12 депутатов, от 500 тысяч избирателей до миллиона – 64 депутата, 1-2 миллиона избирателей – 84 депутата, больше 2 миллионов – 120 членов местного совета. Интересно, что на местных выборах депутатов не предусмотрено самовыдвижение. Список кандидатов в бюллетене партия должна утвердить на собрании, кроме того, в нем должен быть соблюден гендерный баланс – не меньше 40% представителей одного пола.

 

Сельских, поселковых, городских глав и сельских старост (население до 90 тысяч человек) будут выбирать по мажоритарной системе относительного большинства: победит кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Мэров (в городах с населением больше 90 тысяч) - по мажоритарной системе абсолютного большинства: победу получит кандидат, за которого проголосуют больше 50% из тех, кто пришел на выборы.

 

В общем, как видим, Избирательный кодекс – вещь достаточно революционная. Но он все же далек от совершенства. Об этом ПОЗИЦИЯ поговорила с политическим аналитиком Анатолием Светлым.

 

- Избирательный Кодекс - это что-то, на мой взгляд, фундаментальное, незыблемое, почти вечное, как Билль о правах. Это свод правил в определенной сфере, который может иметь официально закрепленный характер, однако лишен непосредственно юридической силы.Иными словами, может иметь, а может и не иметь, может быть лишенным, а может и не быть. В нашем случае Избирательный кодекс Украины все имеет, но уже сейчас власть имущие говорят, что он несовершенен и его подправят – дескать, время до осени есть. Для чего есть желание внести изменения в правила о выборах советов всех уровней на Украине - тоже понятно. Те, кто могут вносить изменения, никак не найдут возможности, как им «избраться» еще разок-другой.

 

Трижды прочитал новый Избирательный кодекс на двух языках, но так и не понял - представительство какого народа хочет иметь государство Украина в советах от сельского до Верховного. Из документа видно - акцент сделан на пропорциональную систему выборов, то есть выборов от политических партий. Но, помилуйте, в Минюсте их официально зарегистрировано более 350! И власть хочет, чтобы электорат в этом многообразии разобрался? Абсурд! Партийные списки, говорят законодатели, будут открытыми, голосуй вначале за партию, а потом выбирай в списке «любимого» кандидата. Выбрал – и забудь о нем. Он будет делать то, что скажет партия, а проблемы конкретного избирателя решим потом или не решим никогда.

 

Народ (избиратели) по Конституции Украины (статья 5) является единственным источником власти, но его почему-то хотят использовать только для выборов. Без мажоритарной системы люди лишаются возможности влияния и контроля над властью, которую они избрали. Тема верхов и низов стара, как мир, и их противоречия не всегда разрешались мирным путем.

 

Принятие Избирательного кодекса, безусловно, шаг положительный, но хотелось бы услышать его авторов. Если это Верховная Рада, тогда понятно, чего хочет каждый народный депутат, проголосовавший за такой кодекс. Система выборов не может быть оторвана от конкретной ситуации в Украине, сложившейся в политике, экономике и социальной сфере.

 

Предлагая выборы на партийной основе, власти не мешало бы просветить избирателей, чем конкретно отличаются партии друг от друга. Что такое либертарианство, о котором активно говорит нынешняя власть, чем оноотличается от анархизма? Что «исповедуют» ведущие политические партии Европы и мира? Тогда людям будет понятно, где диванная или местечковая партия под конкретного олигарха, а где - серьезная политическая сила. Нельзя забывать, что выборы - это формирование органов государственной власти и местного самоуправления и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Как говорил еще Аристотель, государство создается не ради того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо, - подытожил наш собеседник.

 

Олег ТЕЛЕГА

 

Источник Позиция