Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Избирательная головоломка

Избирательная головоломка

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Избирательная головоломка Действовавшая в Украине избирательная система систематически вызывала нарекания как в самой политической среде, так и со стороны электората. Многие годы шли дискуссии вокруг того, как реформировать эту сферу так, чтобы критике она подвергалась меньше. Новая власть основательно взялась за этот момент, и 1 января страна проснулась уже с новым Избирательным кодексом.
 

Немного предыстории. Проект кодекса зарегистрировали в парламенте еще в октябре 2015 года. После нескольких лет рассмотрения Верховная Рада прошлого созыва приняла его 11 июля 2019-го, но президент Владимир Зеленский ветировал документ и направил на доработку в ВР. После учета поправок кодекс был повторно утвержден 19 декабря парламентом 9-го созыва и подписан главой государства.

 

О том, что собой представляет Избирательный кодекс, мы уже писали. Но как оценить его с юридической точки зрения? Ведь новшеств в документе столько, что голову можно сломать. Поэтому ПОЗИЦИЯ обратилась за разъяснениями к начальнику управления юридического обеспечения деятельности совета исполнительного аппарата Запорожского облсовета Егору Морозу.

 

- Как юрист я приветствую принятие Избирательного кодекса, - говорит Егор Олегович. – Впервые в истории независимости все избирательное законодательство вмещено в один нормативный акт. Украине уже давно нужен был такой кодифицированный и унифицированный документ. Многие говорят, что он неидеален – и это правда. Но подкорректировать его можно всегда – это ведь легче, чем писать новый с нуля. Итак, что же он нам предлагает?

 

Процедура выборов депутатов областных и городских советов крупных населенных пунктов (свыше 90 тысяч человек) будет проходить по открытым партийным спискам. Депутатов сельских, поселковых и районных советов, а также горсоветов малых городов будут выбирать по многомандатной мажоритарке - от одного округа избранными будут считаться несколько кандидатов, которые набрали больше всего голосов избирателей.

 

Голосование по открытым спискам будет значительно более сложной процедурой по сравнению с предыдущими «версиями» выборов. Утверждение общего списка народных депутатов от партии будет происходить согласно уровню поддержки кандидатов по региональным спискам.

 

От редакции.

Такая процедура может оказаться сложной для понимания многими избирателями, особенно лицами старшего возраста. Эксперты прогнозируют, что количество ошибок и неправильного заполнения бюллетеней при голосовании может составлять не менее трети. Например, в Польше после введения пропорциональной избирательной системы при проведении выборов по новым требованиям испорченными вследствие неправильного заполнения были признаны 40% бюллетеней!

 

- В новой редакции Избирательного кодекса немало новшеств, - продолжает Егор Мороз. - Впрочем, у нас фактически перед каждой избирательной кампанией законодательство меняется. С одной стороны, динамичность – это позитив, поскольку она отвечает реалиям в стране, с другой - это дополнительная головная боль для юристов, представителей избирательных комиссий, кандидатов в депутаты и самих граждан. Хитросплетений и коллизий в Избирательном кодексе предостаточно. Возможно, до самих местных выборов эти противоречия и будут устранены, но пока они есть.

 

- На сколько округов будет поделена наша область?

- Кандидаты обязательно должны выдвигаться от политических партий. Запорожский регион будет поделен на 8 или 10 округов, в зависимости от решения Центральной избирательной комиссии. Такое укрупнение наблюдается в рамках децентрализации. Если говорить об областном совете, будет сформирован общий список из 84 претендентов на депутатство и региональные списки до 10 кандидатов от каждой партии.

 

В первую очередь избиратель должен определиться с партией, а потом, по желанию, с наиболее достойным кандидатом от нее. Проголосовал за человека, но не за партию –бюллетень считается недействительным. То есть первична в Украине отныне именно партийная система. При этом нельзя будет проголосовать за партию, но кандидата от другой политической силы. Сам факт того, что списки открытые, - прекрасное нововведение. Люди должны знать своего депутата.

 

Мое личное мнение: на местных выборах правильнее все-таки, помимо партий, голосовать и за конкретные личности тоже. Хозяйственные вопросы, связанные с развитием территорий, земельные, бюджетные, социально-культурные аспекты не могут находиться на одной площадке с политическими – это нелогично. Потому что непременно возникают некие межпартийные трения, и в итоге вопросы эти часто не решаются именно по политическим мотивам.

 

- Известно, что и суммы залогов для кандидатов существенно возросли...

- Действительно, это так. Для регистрации партийного списка кандидатов в областной совет, к примеру, понадобится выложить 2,5 миллиона гривен, претенденты на кресло мэра крупного города должны будут готовить по миллиону гривен. Возможно, это правильно, чтобы так называемые «фейковые» кандидаты не выдвигались. С другой стороны, введение такого денежного ценза не дает претендентам с меньшей степенью состоятельности показать людям свою программу и идеи. В общем, палка о двух концах получается.

 

- Еще одно новшество Избирательного кодекса – его «гендерная» направленность.

- В нем введено такое понятие, как гендерная квота: 60% кандидатов в списках должны принадлежать к одному полу, 40% – к противоположному. Иными словами, 1-й, 3-й и 5-й номера в списке – это, например, мужчины, а 2-й и 4-й номера – женщины, или наоборот. Считаю, что это хорошая и своевременная норма, потому что слабый пол в Украине работает не менее эффективно, чем сильный. Да и вообще женщинам больше свойственны хозяйственные черты, а не политические.

 

- Останется ли закрепление депутатов облсовета за районами, территориями?

- Безусловно, эту норму никто не отменяет. Прошлая избирательная система показала, что не все районы области были представлены депутатом в облсовете – например, Новониколаевский. Теперь же от каждого округа будет сразу по нескольку депутатов. Это тоже один из аспектов административно-территориальной реформы – они с новым Избирательным кодексом, как говорится, идут рука об руку.

 

Конечно же, было бы логичнее проводить местные выборы 2020 года в контексте полного прохождения децентрализации. Но в некоторых районах все еще остались райсоветы и райгосадминистрации. Это при том, что такие территории полностью или практически полностью охвачены объединенными территориальными громадами. Но кодекс-то не может писаться на будущее. А на данный момент Верховная Рада законодательно не ликвидировала районные советы и администрации как институты власти. Возможно, этот момент в скором времени будет решен, если парламент внесет изменения в Конституцию. Соответственно, пропишут их тогда и в Избирательном кодексе. Но успеет ли власть сделать это до проведения местных выборов, большой вопрос.

 

- И напоследок: Егор Олегович, а как будут формироваться, скажем, областные исполкомы? Из числа депутатов или же не имеющих мандат людей?

- С этим пунктом пока до конца не ясно. Точно так же, как и с внедрением института префектов. Эти моменты также должны быть прописаны с помощью изменений в Конституцию в части децентрализации. Но менять Основной Закон государства слишком часто чревато, пусть даже изменения несут самую благородную миссию. Словом, нам просто нужно набраться терпения и ждать, к чему придут наши политики. Очень надеюсь, что они примут верные решения.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция