Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » ДТП: здоровье дешевле, чем профилактика?

ДТП: здоровье дешевле, чем профилактика?

Категорія: Суспільство, Події
ДТП: здоровье дешевле, чем профилактика? Самые распространенные виды дорожно-транспортных происшествий, которые произошли в прошлом году, случаются и сейчас, свидетельствует полицейская статистика, - столкновение, наезд на транспортные средства, препятствия и пешеходов, съезд с проезжей части с перекидыванием транспортного средства.

В чем же причины этих ДТП? Главная из них, по словам первого заместителя начальника департамента патрульной полиции Алексея Билошицкого - превышение безопасной скорости движения. Количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах Украины за 2019 год достигло 160 675. Из них 26 052 с пострадавшими, в них погибло 3454 человека и 32 736 были травмированы.

Если сравнить с европейскими странами, состояние аварийности и травматизма в Украине в разы больше. На территории Черкасской области, к примеру, в прошлом году зарегистрировано 765 ДТП с пострадавшими, что по сравнению с 2018 годом на 2,7% меньше (786 ДТП). В них 113 человек погибли, а это на 9,6% меньше по сравнению с 2018-м (125 человек) и 956 человек получили травмы, что меньше на 6,7% по 2018 году (1025).

С каждым годом цифры страшной статистики изменяются, но найти положительные тенденции трудно. Например, в 2014-м на дорогах области погибло 156 участников движения, 800 получили травмы. Несмотря на жесткое законодательство, тенденции к улучшению ситуации пока не наблюдается.
 

Преодолевая препятствия

А что думают об этом специалисты дорожного движения? Ветеран правоохранительных органов Александр Демченко из Черкасс, с которым обсуждали проблему, среди причин высокой аварийности на первое место ставит позорное состояние наших дорог. Поскольку на устранении этого препятствия сейчас сосредоточено внимание в масштабах всего государства, оставим ее для отдельного детального рассмотрения.

Вторая важная проблема - транспортные средства не всегда выходят на дороги в надлежащем техническом состоянии. Это огромная проблема, ведь контроль за этим компонентом безопасного движения даже на общественном транспорте в последнее время значительно ослабло. Особое внимание стоит уделить автоперевозчикам. Когда автобус утром отправляется в рейс, необходимо проверить, есть ли укомплектованная аптечка, огнетушитель, нет ли трещин лобового стекла, или горят габаритные огни, водителей должен проверять медицинский работник, а транспортное средство - механик.

Или все автопредприятия придерживаются этих правил? Передвижение на некоторых автобусах в областном центре можно сравнить с удобством езды на телеге или санях. И это тоже политика безопасности составляющая.

- Надо заботиться о качестве и обновлении парка общественного транспорта, и я убежден,
- говорит Александр Владимирович, - что у власти сейчас достаточно рычагов, чтобы повлиять на ситуацию. Было бы желание повернуться лицом к проблеме безопасности.

Еще одна важная составляющая - слабая работа с водителями. И с теми, кто перевозит пассажиров общественным транспортом, и с работниками автопредприятий и автолюбителями. Как показывает многолетняя практика, отмечает ветеран, со всеми ними тоже нужно постоянно работать, доводить до них современные нормы и требования правил движения.

На безопасность наших дорог, как убеждает опыт, влияет очень много факторов. Среди них крайне малое количество предупредительных знаков даже на дорогах государственного значения. А на местных, как правило, предупреждений водителя и пешехода об опасности нет фактических нигде. Замечаем, что таких дорожных знаков нет даже там, где еще недавно были.

Как это раньше работало? Работники ГАИ писали акты дорожным службам, где и какие работы необходимо выполнить (где знаки установить, восстановить, участок срочно отремонтировать). Сейчас такую  работу ведут недостаточно. Патрульных можно встретить на дорогах, но они сосредоточены на других вопросах.

Руководство патрульной полиции в области, по мнению ветерана, должно чаще обращаться в соответствующие коммунальные структуры, органы местного самоуправления, в прокуратуру и даже к главе администрации, как усовершенствовать безопасность на дорогах, добиваться этого. Так делали раньше, и это срабатывало. А сейчас асфальтовое покрытие на нескольких улицах в Черкассах отремонтировали, но о безопасности - новые знаки, разметку, лежачие полицейские, подсветку, ограждение и т.д. - не позаботились.

Заслуживают внимания и мысли, которые высказал председатель автомобильного клуба «Черкассы», основатель центра безопасного вождения Pilot Андрей Яроменко. Он считает, что последствия аварийности на дорогах Украины страшнее потерь, которые несем в ООС или АТО. Главная причина - коррумпированность. Вспомним, сколько раз мы слышали, что кто-то купил водительское удостоверение. Даже если масштабы этого явления немного уменьшились, то оно наделало бедствия на много лет вперед. Ведь все, кто когда-то недоучился, сейчас ездят по дорогам Украины.

Изменились подходы к обучению учащихся автошкол, улучшилось в обычных школах изучение правил безопасности на дорогах? Как показывает практика, изменения происходят очень медленно.

К сожалению, в мире не придумали ни волшебной палочки, ни таблеток, чтобы в один миг снизить аварийность. Для этого нужны длительное время и много усилий. Если сейчас начнем что-то делать, итоги смогут почувствовать только наши дети. Но, к сожалению, отмечает Андрей Анатольевич, за последние 20 лет никто так и не начал работать в этом направлении. Соответственно, нет и результатов. Если поставить задачу до конца года снизить аварийность, это не сработает. Работу следует рассчитывать на 5 и 10 лет.

Почему снижается аварийность на дорогах Западной Европы? Многие страны начали внедрять различные мероприятия много десятилетий назад, делали это тщательно и целенаправленно, их программы безопасности рассчитаны на длительное время. Начиная от строительства развязок, разметки на дорогах и заканчивая психологией людей. А у нас каждый новый политик, который приходит к власти, обещает, что наведет порядок, а потом понимает, что за время своей каденции - в лучшем случае пять лет - ничего сделать не сможет.

Если в советские времена пешеход боялся перейти дорогу на красный свет, то сейчас такими мелочами он не занимается - знает, что ответственности за нарушение избежит. Если так рассуждает все общество, то и результаты измеряем в сотнях и тысячах смертей. Спасет ли от этого большой штраф? Сначала нет. Нужны годы, чтобы люди все осознали, пересмотрели свои привычки. Каждая страна давно уже подсчитала, сколько стоит вырастить и воспитать гражданина. В эту сумму закладывают и расходы государства на здравоохранение, образование, питание. Затем государство считает целесообразным вкладывать средства в профилактику аварийности на дорогах, ведь ее гражданин - большая ценность в частности с экономической точки зрения. Наша страна пока далека от таких расчетов. Иногда кажется, что жизнь человека у нас дешевле, чем тратиться на так называемую профилактику ДТП.

С учетом децентрализации Андрей Яроменко имеет немало вопросов и к местной власти, ведь именно на этом уровне концентрируются средства. Чтобы изменить ситуацию, по его убеждению, следует обсуждать с экспертами и специалистами эти проблемы, и после разговора выработать стратегические шаги.

- Если бы Автомобильная федерация Украины, - говорит специалист, - принимала участие в таком диалоге, нам бы было что предложить, ведь достаточно наработок. Одна из идей, за которую ухватились бывшие чиновники, - раздать школьникам светоотражающие жилеты, которые позволяют увидеть их в темное время суток. Но и эту инициативу из упомянутых причин правители не довели до логического завершения. Бывший премьер-министр, продвигая эту инициативу, держал в руках жилет немецкого автомобильного клуба. Он действительно качественнее тех, что продают в наших супермаркетах. О чем это говорит? Даже не смогли изготовить опытного образца, пожалуй, догадывались, что не успеют воплотить эту инициативу.

И далее видим смерти и увечья пешеходов в темное время. А в соседних с Украиной Беларуси или Эстонии люди уже привыкли к норме выходить в темное время суток только в жилете. Аварий в этих странах происходит намного меньше.

Среди советов водителям руководитель центра безопасного вождения выделяет такую: нужно убирать ногу с педали газа перед пешеходным переходом, даже если кажется, что там никого нет. Это простое действие значительно сокращает тормозной путь транспортного средства. Еще важный совет - постоянно следить за исправностью осветительных приборов, качеством стеклоочистителей, ведь это тоже важные составляющие безопасности. А пешеходам следует помнить, что водитель, в отличие от них, защищен в собственном автомобиле. А пешеход рискует здоровьем и жизнью.
 
 

Из советов опытных водителей

Будьте особенно внимательны в пятницу и субботу в 17 часов. Пятница и суббота - дни, когда зарегистрировано наибольшее количество аварий с пострадавшими (это 31% всех ДТП с погибшими или травмированными). По времени совершения пик аварийности приходится на 17 часов (в это время было совершено 7% всех ДТП) и наибольшее количество ДТП с погибшими и / или травмированными приходится также на 17 часов.

Самые распространенные виды ДТП: столкновение (63%), наезд на транспортное средство, которое стоит (15%), наезд на препятствие (12%) (это в целом составляет 90% всех ДТП).

Основные причины ДТП с пострадавшими: превышение безопасной скорости движения - 8761 автопроисшествие (34% всех ДТП с пострадавшими) нарушение правил маневрирования - 5676 (22%); нарушение правил проезда перекрестков - 2132 (8%); несоблюдение дистанции - 1967 (8%); нарушение правил проезда пешеходных переходов 1673 (6%).