Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Медиа ставят под удар

Медиа ставят под удар

Категория: Политика, Общество
Медиа ставят под ударУкраинская власть не оставляет попыток найти способы контролировать средства массовой информации. Параллельно с резонансным законопроектом «О противодействии дезинформации» авторства Министерства культуры, молодежи и спорта группа народных депутатов во главе с бывшим гендиректором «1+1» Александром Ткаченко пытается через парламент установить новые правила игры для СМИ.
 

После того, как Кабмин Алексея Гончарука ушел в небытие вместе с министром Владимиром Бородянским, его законопроект также канул в Лету. И теперь документ Ткаченко может стать основным законом, который будет регулировать деятельность медиа в Украине.

 

Основной нюанс

В ноябре 2019 Ткаченко на закрытой встрече с журналистами представил, так сказать, черновик закона о СМИ. В нем поднимался вопрос их регистрации и налогообложения, независимости редакции от владельца ресурса и урегулирования деятельности блогеров. В пояснительной записке группа авторов во главе с Ткаченко отметили, что действующее законодательство в сфере медиа устарело и не соответствует современности.

 

- Я попросил бы вас, коллеги, не быть равнодушными к этому вопросу. Мы все равно данный момент «зарегулируем». Законодательство содержит целый ряд неэффективных процедурных норм, касающихся регистрации и/или лицензирования деятельности в сфере медиа, допускает правовую неопределенность при осуществлении регуляторных и надзорных полномочий в сфере медиа, - отметил Ткаченко.

 

Как заработает закон

Закон, в случае его принятия, будет регулировать распространение массовой информации. В частности, определит правовые основы деятельности СМИ, а также основы государственного управления, регулирования и надзора в этой сфере. В статье 4 документа сказано, что цензура в сфере медиа запрещается. Однако в то же время проект не уточняет, о ком именно идет речь – о власти или владельцах СМИ.

 

В законопроекте также объясняют, как будут происходить лицензирование и регистрация медиа. Лицензированию подлежат только FM-радио и Т2 - субъекты, которые используют радиочастотный ресурс. Обязательной регистрация должна стать для печатных СМИ, провайдеров телевидения и радио, а также нерезидентов, которые предоставляют пользователям на территории Украины доступ к медиасервисам на платных условиях. Согласно законопроекту, онлайн-медиа и платформы общего доступа к информации будут принимать решение о регистрации самостоятельно.

 

Наказание для нарушителей

Определять, что является нарушением законодательства, а также реагировать на них будет Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Несмотря на название регулятора, он будет заниматься всем спектром СМИ, в том числе и онлайн-медиа.

 

За первое нарушение они получат предписание, в котором Нацсовет подробно опишет обнаруженное несоблюдение закона и определит срок, за который нарушения надо будет устранить. СМИ выполняет предписание и в течение следующих шести месяцев не совершает аналогичное правонарушение? Тогда Нацсовет не применяет к нему санкций. Но в противном случае медиа оштрафуют. Сумму санкций устанавливает Нацсовет в зависимости от обстоятельств, а также размера потенциальной аудитории данного СМИ.

 

Запад критикует

2 марта ОБСЕ опубликовала юридический анализ проекта данного закона. В документе, автором которого является международный эксперт по свободе слова и регулирования медиа, бывший советник представителя ОБСЕ по вопросам свободы

 

СМИ Джоан Барата, украинской стороне дали советы по ряду поправок. Джоан Барата отмечает, что некоторые определения в законопроекте «расплывчатые или не полностью адаптированы к международным стандартам», из-за чего может возникнуть «путаница, которой следует избегать». Барата считает необходимым гарантировать в новом законе о медиа независимость Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания от власти или бизнеса.

 

Критикует эксперт и предложения по информации, которую нельзя распространять на территории Украины. «Согласно международным стандартам, только прямые призывы к совершению преступлений или насилия, враждебной дискриминации по национально-этническому и религиозному признаку могут быть ограничены законодателем или любым другим государственным органом. Высказывание противоречивых мнений, даже в тех случаях, когда они противоречат широким общественным настроениям, могут стать неприемлемыми или оскорбительными для значительной части населения», - отметил Барата.

 

Подытожим

Безусловно, изменение устаревшего законодательства Украине необходимо, без этого невозможно двигаться вперед и оперативно отвечать на вызовы времени. Это касается и медиарынка, игроки которого уже давно являются не только «передатчиком» информации. Это мощные силы, которые влияют на политику и экономику, и определенная часть из них работает не в интересах общества, а на конкретных людей с конкретными интересами. Поэтому регулировать СМИ правилами, написанными в прошлом веке, не только неправильно, но и опасно.

 

Установление новых ориентиров для медиа должно быть четким и прозрачным процессом. Многие не до конца объяснимые нормы законопроекта Александра Ткаченко сотоварищи угрожают появлению самоцензуры в журналистских кругах, а также дают пространство для маневра медианарушителям в случае судебной тяжбы.

 

Олег ТЕЛЕГА

 

Источник Позиция

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.