Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни Зеленский

Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни Зеленский

Категорія: Головне, Економіка
Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни ЗеленскийПосле начала торговой войны с Россией 2014 уникальное ракетно-космическое предприятие Украины "Южмаш" упало в глубокий кризис. Заказов стало значительно меньше, денег не хватает, а работников сокращают.

"Вообще складывается впечатление, что завод просто хотят обанкротить и распилить", - говорит работник Глеб Бобров.

В такой критической ситуации "Южмаш" пытается удержаться на плаву благодаря участию в международных программах, ведь собственное государство у него ничего заказывать не хочет.

Что происходит на предприятии и как оно сегодня выживает - разбиралась BBC News Украина.

"Без зарплат, воды, отопления"

Именно благодаря "Южмашу" Днепр в советские времена называли космической столицей Украины. Уникальный завод работал над космическими и оборонительными разработками, выпускал сельскохозяйственную технику и даже производил троллейбусы.

Сегодня легендарное предприятие работает в сложных условиях. За 5 лет конфликта на Донбассе оно так и не получило оборонный заказ от государства, накопило семимесячный долг перед работниками, должно 210 млн гривен энергопоставщикам и сокращает штат.

Часть своей территории завод сдал в аренду - одни там изготавливают трамваи, другие занимаются очищенной питьевой водой.

Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни ЗеленскийЗавод, который некогда был локомотивом космической отрасли, теперь в запущенном состоянии. Предприятие сильно подкосил разрыв торгово-экономических отношений с Россией в 2014 году.

И пока другие страны все больше покоряют космос, украинский "Южмаш" снижает свои мощности и все дальше погружается в кризис.

"Когда 13 лет назад я пришел на завод, там работало более 13 000 человек. Сегодня это количество составляет около 4 800 Что касается моего графика, то на самом деле он составляет один день в неделю, согласно приказу. В этом же документе говорится о то, что при необходимости руководители подразделений могут вывести на места работников в дополнительные дни", - рассказывает BBC News Украина сотрудник завода Глеб Бобров.

Люди говорят, что с выплатой зарплат полная беда. Галина Нечипоренко (имя изменено) - инженер-технолог с высшим образованием. С мая по октябрь 2019 ей начислили зарплату в размере 2400 - 3500 гривен, однако даже этих средств женщина так и не получила.

"У меня на руках есть судебное решение, согласно которому предприятие обязано выплатить мне более 17000 гривен задолженности. Однако никто этого решения не выполняет. Что будет дальше - неизвестно. Последняя выплата, которую нам сделали, была в конце февраля. Мы получили 23% задолженности за июль прошлого года", - рассказывает она.

Предприятие, по словам работников, не только частично остановило производство, но и выживает без элементарных бытовых условий.

"Когда" Южмаш "производил тракторы, то конвейер работал круглосуточно, а каждые 13 минут с него сходил готовый трактор. Сегодня этот цех не работает. Троллейбусы не выпускаем, а лишь собираем белорусские МАЗы. Вода на завод подается по графику, а отопления в некоторых цехах нет уже около 5 лет", - говорит Глеб Бобров.

По его словам, зимой люди "натягивают на себя все, что взяли из дома".

"И как можно так работать, например с станком? Вообще складывается впечатление, что завод просто хотят обанкротить и распилить. Тот же тракторный цех уже опустевший. Что держит здесь людей? Часть - это пенсионеры, которые получают пенсию и надеются на выплату зарплат . Остальные либо привыкли к тому, что происходит, и не видят себя где-то еще, или же держатся за койко-место в общежитии".

 

Без России

Как когда-то гигант в сфере космических технологий дошел до такого состояния - объясняют представители завода. Предприятие сильно подкосил разрыв торгово-экономических отношений с Россией в 2014 году.

К тому времени "Южмаш" совместно с РФ работал над изготовлением ракет "Зенит" в рамках международного проекта "Морской старт" (плавучий космодром для запуска ракет "Зенит-3SL").

Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни ЗеленскийНа заводе не понимают отсутствие госзаказа в оборонном секторе. "Южмаш" предлагал государству управляемое ракетное высокоточное вооружение, но министерство обороны не заинтересовалось.

Такая работа составляла около 70% загруженности космического направления завода. После начала конфликта в Донбассе в 2014 году все работы по проекту остановили.

"Сразу мы почувствовали существенное бремя и очень быстро накопили долги. В 2017 году состоялось возрождение "Морского старта", но уже под другой компанией - S7 (русский авиахолдинг - Ред.). За два года мы рассчитались с задолженностями и вышли на режим, но в 2019 году неожиданно были потеряны все связи. Кстати такой разрыв сотрудничества произошел не только с нами, пострадали КБ "Южное" и другие", - говорит Дмитрий Никон, главный экономист - начальник планово-экономического управления "Южмаша".

Таким образом, добавляет он, программу заморозили и завод снова начал накапливать долги.

По его словам, по требованию Службы экспортного контроля, также разорвали договоры на поставку в Россию шасси для пассажирских самолетов Ан-148, хотя такая продукция не входила в перечень военного партнерства.

Не понимают на предприятии и отсутствие госзаказа в оборонном секторе.

"К нам часто наведываются депутаты, чиновники высших эшелонов власти и говорят, что надо работать на экспорт. Но больше половины продукции ракетно-космических технологий и так идет на экспорт. Проблема в отсутствии внутреннего спроса на продукцию. Наша страна воюет, почему нельзя поставить задачи и разработать ракетные комплексы, способствующие обороноспособности страны?" - говорит Дмитрий Никон.

Несколько раз в завод приезжал Петр Порошенко за время своего президентства, обещал госзаказы, но до реальных действий так и не дошло.

В июле прошлого года приезжал туда и Зеленский. Внимательно выслушал проблемы, пообещал отдельно обсудить с руководством завода вопрос государственного заказа и уехал.

Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни ЗеленскийВ июле 2019 Владимир Зеленский посетил "Южмаш" и пообещал помочь с решением проблем завода. Пока этой помощи нет.

По словам Никона, предприятие предлагало государству управляемое ракетное высокоточное вооружение, но министерство обороны почему-то не заинтересовалось.

Да и вообще с ракетными заказами для Вооруженных сил ситуация очень неоднозначна. В начале года в СМИ появилась информация, что проект оборонного заказа на 2020 год ликвидирует ракетную программу Украины, а потому закупки новых ракет - под вопросом. Правда, минобороны сразу опровергло эти заявления, заявив, что по сравнению с прошлым годом финансирование ракетной программы в этом году увеличили на 300 млн грн.

А вот некоторые сотрудники завода указывают на проблемы внутри самого "Южмаша". По словам Глеба Боброва, который проработал на заводе 13 лет, он не отрабатывает диверсификацию хотя бы космического направлении, не говоря о возвращении разветвленного производства.

"Действительно, с Россией было связано большое количество работы. Однако есть заинтересованность в Китае, Индии. Если Китай работает в своей системе, то Индия заинтересована в развитии своего космического направления именно в международном сотрудничестве. А как сегодня можно сотрудничать с предприятием в таком состоянии?" - спрашивает он.
 

Проекты выживания

И в некоторых международных проектах завод все-таки участвует. Именно они помогают ему еще держаться на плаву.

В частности, производит ракетные двигатели для европейской легкой ракеты "Вега" по заказу итальянской компании AVIO, а также части для ракетоносителя "Антарес" по заказу американской компании Northrop Grumman, что доставляет грузы на Международную космическую станцию. Интересно, что для их выпуска "Южмаш" использует российские металлы, в частности алюминий.

Информация о российском алюминии наделала шума в прошлом году, ведь Украина прекратила всякое сотрудничество с Россией в военно-технической сфере. Но именно в этой ситуации нет нарушения законодательства, ведь российский алюминий поставляют в рамках международного, а не двустороннего проекта. Это как раз тот путь, которым можно обойти запреты на закупку критически важного российского металла.

"Алюминий мы приобрели в рамках "Морского старта", где заказчиком была американская компания, а также программ" Антарес "и" Вега",
- говорит Дмитрий Никон. - Кстати, в России есть свои санкции и просто так они металлом не торгуют. они смотрят: если это идет в рамках программы "Зенит", "Антарес" или "Вега", то дают разрешение. Но если это будет, например, для национальной ракеты "Циклон-4", то металл не поставлять".

Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни ЗеленскийВместе с законодательными существуют еще и технические требования, которые не позволяют "Южмашу" осуществить импортозамещение российского алюминия.

"В ракетах, которые мы строим, заложенные технические характеристики требуют именно того металла, который мы покупаем. Для того, чтобы перейти на другой металл необходимо провести испытания. В 2014 году говорили о программе импортозамещения, но в результате пришли к мнению, что это долго и дорого. Да, у нас в Украине есть производство металла, но технически он не пригоден для использования в ракетостроении",
- говорит Никон.
 

На пороховой бочке

Ситуация на заводе осложняется еще и тем, что на его территории хранится жидкое ракетное топливо - гептил. Из-за отсутствия денег на его утилизацию и долги за электроэнергию существует угроза взрыва, от которого, по данным ГСЧС, пострадают менее 100 тыс. жителей Днепра.

В Государственном космическом агентстве отмечают, что руководство проводит аудит этого направления, по результатам которого планируется подготовить стратегию реформирования космической отрасли в целом.

"Она (стратегия - ред.) Предусматривает финансовое оздоровление и обновление государственных предприятий, подчиненных агентству, среди них - и завод "Южмаш", - уверяют в Государственном космическом агентстве в ответ на запрос BBC News Украина.

Как умирает "Южмаш": без России не помог ни Порошенко, ни ЗеленскийА пока продолжается аудит и готовится стратегия, днепряне переживают, что часть города может просто взлететь в воздух.

Ситуация на заводе осложняется еще и тем, что на его территории хранится жидкое ракетное топливо - гептил. Денег на его утилизацию нет, поэтому над городом нависла угроза взрыва

В конце февраля гендиректор "Южмаша" Сергей Войт и мэр города Борис Филатов попросили руководство парламента выделить 209 млн. грн. для погашения долгов по зарплате и уплате налогов.

"Гордость Днепра - Южный машиностроительный завод сегодня находится просто в плачевном состоянии. Если государство, отвечающее за это предприятие будет продолжать и дальше отмахиваться от его проблем, это обернется крахом предприятия с многолетней историей. Что касается гептила - он обладает высокой токсичностью. Его попадания в почву или в воздух может привести к массовым жертвам",
- так Филатов прокомментировал ситуацию вокруг завода.

Услышали это обращение депутаты и дойдут ли они когда-нибудь к рассмотрению этого вопроса - ответить сложно. Хотя некоторые парламентарии уверяют: знают о проблеме и уже занимаются ее решением.