Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » 75-летний юбилей ГП «Ивченко-Прогресс». На крыльях победы

75-летний юбилей ГП «Ивченко-Прогресс». На крыльях победы

Категория: Экономика, Регион
75-летний юбилей ГП «Ивченко-Прогресс». На крыльях победы В свое время считалось, что на Украину приходится пятая часть научно-производственного потенциала всего СССР, и по многим показателям она могла бы конкурировать с ведущими странами мира. В первые же годы независимости многие уникальные производства были сокращены, перепрофилированы или попросту утрачены. Этого, к счастью, не произошло с ГП«Ивченко-Прогресс»: его школа и в последнее десятилетие по-прежнему сильна своими разработками в области газотурбинной техники, талантливыми специалистами и преемственностью.
 

В феврале 2010 года указом министра промышленной политики Украины Генеральным конструктором, руководителем ГП «Ивченко-Прогресс» назначен Игорь Кравченко, который продолжил дело своего учителя и наставника - Федора Муравченко. Генерального конструктора нельзя просто назначить - им сначала нужно стать.

 

Игорь Федорович с 2003 года – главный конструктор, первый заместитель руководителя предприятия, курирующий самое перспективное направление - «Создание новой техники». Он непосредственно отвечал за тему создания двигателей семейства АИ-222-25 для учебно-тренировочных (УТС) и учебно-боевых (УТБ) самолетов. Одним из смелых решений, которое было реализовано им практически с нуля, - создание модификации двигателя с форсажной камерой, который устанавливается на сверхзвуковой самолет L-15B (Китай). Также Игорь Кравченко непосредственно принимал участие в создании турбовального газотурбинного двигателя (ТВГТД) АИ-450М для модернизации вертолета Ми-2М.

 

В настоящее время под руководством Генерального конструктора предприятие работает в 9-ти ключевых направлениях, над 21-й новой темой авиационного назначения. Для удовлетворения прогнозируемого роста спроса на авиатехнику предприятие разрабатывает ряд новых авиационных двигателей гражданского и военного назначения, а также проводит глубокую модернизацию уже существующих двигателей.

 

В период с конца 1990-х и по настоящее время в ГП «Ивченко-Прогресс» создано семейство бесфорсажных двигателей АИ-222, в числе которых турбореактивные двухконтурные двигатели (ТРДД) АИ-222-25 и АИ-222К-25 для современных и перспективных УТС и УТБ. С 2004 года на их основе создается ТРДД с форсажной камерой АИ-222К-25Ф. С 2012-го ведутся работы по созданию модификаций двигателей АИ-322 (бесфорсажная) и АИ-322Ф/ФК (с форсажной камерой). Начиная с 2014 года, в рамках общегосударственной программы импортозамещения, семейство двигателей АИ-322 комплектуется системами и агрегатами украинского производства. Для повышения потребительских свойств и расширения сферы применения двигателей ведутся работы по созданию модификаций повышенных тяговых характеристик.

 

С целью улучшения скоростных характеристик и маневренности УТС L-39 чешской фирмы «AeroVodohody» на базе двигателя АИ-25ТЛ создана модификация АИ-25ТЛШ с увеличенной на 8% максимальной тягой. По состоянию на 2020 год модернизировано и принято на вооружение украинских ВВС более 20 самолетов L‑39M/M1.

 

В апреле 2014-го успешно завершены государственные испытания военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 с первым в мире маршевым турбовинтовентиляторным двигателем (ТВВД) Д-27 мощностью 14000 э.л.c. В 2015 году первый Ан-70 принят на вооружение ВВС Украины.

 

Для перспективных модификаций всемирно известных транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» разработана новая модификация двигателя Д-18Т: серии 3М с улучшенными акустическими характеристиками и низким уровнем эмиссии. В августе 2016 года собран первый такой двигатель. На данный момент проводятся его сертификационные испытания.

 

Также в настоящее время проводятся дальнейшие работы по развитию семейства ТРДД Д-436: Д-436-148ФМ тягой до 8600 кгс для транспортного самолета Ан-178 и модификаций пассажирского самолета Ан-158. 5 февраля 2016 года состоялся первый полет самолета Ан-178 с двигателями Д-436-148ФМ. В этом же году двигатель сертифицирован в Государственной авиационной службе Украины (ГАСУ) по европейским нормам.

 

Важной вехой последних лет коллектива ГП «Ивченко-Прогресс» стало создание ТРДД нового поколения со сверхвысокой степенью двухконтурности с улучшенной экономичностью на 15-20%,чем у существующих двигателей этого класса тяги, и с существенным улучшением экологических характеристик – АИ-28.

 

Для легких многоцелевых вертолетов со взлетным весом до 4000 кг на предприятии разработано семейство турбовальных двигателей (ТВГТД) АИ-450. Первый полет модернизированного вертолета Ми-2М с ТВГТД АИ-450М состоялся 10сентября 2012 года. Для вертолета Ми-2МСБ (модернизация вертолета АО «МОТОР СИЧ») разработана модификация двигателя АИ-450М-Б. Первый полет вертолета состоялся 4 июля 2014 года. Разработана модификация повышенной мощности АИ‑450М-П для вертолета Ми 2МСБ-В. 25 мая 2015 года получен Сертификат типа от ГАСУ, который подтверждает соответствие двигателя АИ-450 (моделей АИ-450М/М1/М П/М1-П) «Нормам летной годности Украины». 16апреля 2018-го совершил первый полет украинский вертолет МСБ-2 «Надія» разработки АО «МОТОР СИЧ» с двигателями АИ-450М-Б. На сегодняшний день в эксплуатации находится порядка 70 этих двигателей.

 

На базе газогенератора ТВГТД АИ-450 создано семейство турбовинтовых двигателей (ТВД) для легких самолетов авиации общего назначения (АОН), УТС и БПЛА – ТВД АI-450С повышенной мощности.

 

Первый полет самолета АОН - DA50-JP7 австрийской компании «DiamondAircraftIndustries» с двигателем АI-450С состоялся 19 января 2015 года. В следующем году, 17 мая, состоялся первый вылет УТС DART-450 компании Diamond с ТАІ-450СD, а 13 декабря 2017-го DART-450 выполнил первый полет с АІ-450СP. Благодаря этому двигателю DART-450 способен совершать фигуры высшего пилотажа, в том числе перевернутый полет. АІ-450СР установлен также на учебно-тренировочном самолете УТЛ 450 (Украина). 16 июня 2017 г. для моделей ТВД АІ-450С/СМ/СD получен Сертификат типа ГАСУ, подтверждающий его соответствие европейским «Нормам летной годности Европейского агентства по авиационной безопасности EASA CS-E», а 5 мая 2018 года в сертификат внесена и модель AI-450СР. С 6 декабря 2019-го начались летные испытания БПЛА «ACINCI» разработки турецкой компании «BaykarMakina» с модификацией АІ-450Т.

 

В 2011-2016 гг., в рамках международного научно-технического проекта «ESPOSA», одобренного и финансированного Европейской комиссией, на предприятии разработан двигатель-демонстратор для самолетов АОН - c использованием опыта этого проекта в дальнейшем были созданы модификации повышенной мощности ТВД АІ-450С-2 и АІ-450СР-2 для самолетов АОН и УТС. 4сентября 2018 года состоялся первый запуск ТВД АІ-450СР-2. Для модернизированного самолета DART-450 и аналогичных УТС проводятся доводочные испытания этих модификаций.

В 2012 году ГП «Ивченко-Прогресс» начало проведение исследовательских работ по формированию облика прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) для летательных аппаратов различного назначения. Результатом совместных работ с ГП «КБ «Южное» стал аванпроект летательного аппарата «Блискавка», модель которого была продемонстрирована на выставке «Зброя та безпека-2019». Работы по данному направлению продолжаются. Авиадвигатели, разработанные в ГП «Ивченко-Прогресс», применяют на 66типах и модификациях летательных аппаратов в более чем 100 странах.

 

Как директор предприятия и Генеральный конструктор Игорь Кравченко активно занимается научно-организационной работой. В 2008 году он был избран действительным членом Инженерной академии Украины, а в 2015-м ему присвоена научная степень доктора технических наук. Именно благодаря усилиям Кравченко с 2016 года Министерством образования и науки Украины ГП «Ивченко-Прогресс» внесено в Государственный реестр научных организаций. Предприятие с 2011 года входит в концерн «Укроборонпром».

 

В число важнейших составляющих успеха ГП «Ивченко-Прогресс», наряду с грамотной маркетинговой политикой, входят такие важные аспекты деятельности, как сохранение высококлассных специалистов и соблюдение преемственности поколений. Опираясь на славные традиции, обладая серьезным интеллектуальным и технологическим потенциалом, предприятие продолжает поступательное развитие, направленное на дальнейший поиск новых, более современных разработок и достижения намеченных целей. Все это в комплексе позволяет создавать надежные, конкурентоспособные двигатели.

 

А еще важна память о тех прогрессовцах, которые стояли у истоков авиационного моторостроения нашей страны - выдающихся руководителей конструкторского бюро А.Г. Ивченко, В.А. Лотареве и Ф.М. Муравченко. Она жива не только на Аллее генеральных конструкторов, открытой в их честь, но и в памяти потомков, продолжающих авиационное дело сегодня.

 

Ольга КОРНИЕНКО

 

Источник Позиция