Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Школа с 1 сентября: какие есть варианты?

Школа с 1 сентября: какие есть варианты?

Категорія: Головне, Суспільство
Школа с 1 сентября: какие есть варианты? "Все должны учиться дистанционно". "С 1 сентября дети пойдут в школу". За последний месяц дети, родители и учителя слышали кардинально разные прогнозы того, что будет с обучением в сентябре.

Половина лета прошла и яснее ситуация не становится.

"Никто толком не знает, как это сделать". Словам одного из депутатов парламентского комитета образования можно описать то, что происходит вокруг школы во времена коронавируса.

Какими могут быть сценарии нового учебного года, ухудшится ли качество образования, если дети и дальше будут учиться дистанционно, может произойти вспышка коронавируса, если все снова пойдут в школу?

В этих вопросах разбиралась ВВС News Украина.

Выйти из красной зоны

"Спрогнозировать эпидситуацию на сентябрь почти невозможно. Готовимся и к худшим сценариям - дистанционное образование, и к промежуточным вариантам, и к полному возвращению детей в школу".

Вот, что о судьбе школы говорил в интервью ВВС News Украина главный санитарный врач Виктор Ляшко в начале июля.

В Минобразования подтвердили - учебный год начнется по одному из трех сценариев:

  • низкий уровень заболеваемости - обучение в обычном режиме;
  • высокий уровень заболеваемости - все учатся дистанционно, школы закрыты;
  • третий и наиболее вероятный вариант - это средний уровень заболеваемости. Тогда дети учатся, как дистанционно, так и в школах.

Вообще в зависимости от эпидемической ситуации, Украину должны разделить на несколько зон: "зеленую", "желтую", "оранжевую" и "красную". Закрывать школы будут только в "красной" зоне, рассказал на заседании парламентского комитета по вопросам образования главный санитарный врач. Утвердить это зонирование, как и рекомендации для школ, в правительстве обещают в ближайшее время.

Например, по данным Ляшко, по состоянию на середину июля, в школу могут не пойти дети в нескольких районах Ивано-Франковской области.

На замечание депутатов, не будут ли в регионах уменьшать количество тестирований, чтобы выйти из красной зоны, главный санитарный врач ответил, что это исключено. Для зонирования будут принимать несколько показателей.

Смешанная, это как?

Смешанная форма обучения, которую называют наиболее вероятной, предусматривает, что часть уроков могут проводить онлайн, часть - в школе.

Существует также вариант разделения классов на группы, когда одна часть класса пойдет в школу, а другая присоединится к урокам, например, по зуму. Затем дети меняются. Обо всех этих вещах говорили на заседание парламентского комитета по вопросам образования представители МОН и МОЗ.

Все это хотят делать для того, чтобы уменьшить количество детей, которые одновременно находятся в школе. Как будут делить классы, как формировать смешанный расписание, что делать, если все дети захотят идти в школу, будут решать администрации школ, рассказал в.и.о. министра образования Сергей Шкарлет.

Кто будет ассистировать учителю, которому придется одновременно коммуницировать с детьми в классе, и онлайн, кто будет проверять связь, звук - спросила главы МОН депутат от фракции "Голос" Инна Совсун.

"Но учитель все сможет",
- ответил на это господин Шкарлет. Правда, при этом рассказал, что в Украине еще более 600 школ требуют подключения к интернету.

Также господин Шкарлет говорил о необходимости разведения потоков детей старшей и младшей школы. Например, чтобы дети пользовались различными выходами, а уроки начинались в разное время. В школах обязательно должно быть разметка и дезинфекторы.

Кроме классов, по словам главы МОН, уроки предлагают проводить в разных помещениях школы и на свежем воздухе.

И в Минздраве, и МОН признают, что требовать от детей в школе социальной дистанции почти невозможно. Но будут пытаться развести по крайней мере потоки детей в школе, раздвинуть парты на расстояние одного метра.

Как это можно сделать, когда много украинских школ переполнены, - вопрос открытый.

"Эта эпидемия нам показала, что в Украине не хватает ни садов, ни школ. Почему не строятся школы и почему наполняемость в школах больше, чем это позволяет законодательство?", - Виктор Ляшко предлагал депутатам комитета спросить о строительстве школ в местной власти на своих округам.

Среди рекомендаций, которые хотят ввести для школ, было ношение масок. Однако, вынуждены ли будут дети и учителя носить маски в школе, пока неясно. Ждем утверждены правительством рекомендаций.

В начальной школе дистанционного обучения не будет, для маленьких детей такой формат неприемлем, говорили в комитете образования.

Также школам хотят рекомендовать отменить все массовые мероприятия и экскурсии - это значит, что первого звонка у первоклассников в этом году может не быть. Школы все время будут проверять, готовы ли они к работе в условиях пандемии.

В новом учебном году детей не будут собирать в большие группы, а педсовета будут в дистанционной форме. Также планируется, что к школе не будут пускать родителей, а с учителями они будут общаться дистанционно.

Также на входе в школу планируют мерить температуру, не пускать внутрь посторонних, а в помещении регулярно проводить дезинфекцию.

Окончательное решение по всем этим рекомендациям должен принять Кабмин.
 
 

Как все организовать?

Смешанная форма обучения интересно и красиво звучит в теории, но, как это будет организовано на практике? Когда учителя, которые сейчас в отпусках, будут осваивать новые методики обучения - работать одновременно с детьми в классе, и онлайн?

"Создается впечатление, что позиция врио министра - школы сами все решат", - возмущается депутат Инна Совсун.

По ее словам, дистанционное обучение во время карантина показало, насколько неровной ситуация в стране, даже в пределах одного учреждения.

"И в же условиях перекладывать ответственность на учреждения образования - это расписаться в собственной профнепригодности. Детсады, школы, Профтех и университетам нужна поддержка и помощь: финансовая, методическая и организационная", - говорит госпожа Совсун.

Учителя должны пройти тренинги для работы в новых условиях, считает образовательный омбудсмен Сергей Горбачев.

Он посетил десятки школ во время кампании ВНО и постоянно мониторит ситуацию в учебных заведениях. Свою позицию относительно способности школ ввести новые меры безопасности и работать в новых условиях он описывает, как "умеренный оптимизм".

"Легко не будет, проблем хватает. Но всех этих проблем школы готовятся к работе в новых условиях - делают ремонты, наносят разметки, закупают моющие, средства для дезинфекции", - говорит Сергей Горбачев.

По его словам, нужно делать все возможное, чтобы вернуть детей в школу. Для этого следует прилагать усилия и соблюдать правила, которые прописывают специалисты. "Мы должны готовиться к новому учебному году в новых условиях всеми возможным способами. Делается у нас все, что нужно? Я думаю, что нет. Можно было бы готовиться быстрее. Более подробно прописывать рекомендации", - говорит омбудсмен.
 
 

Будет ли новая вспышка?

"Необходимо внедрять программу инфекционной безопасности, а не останавливать жизни. Коронавирус к нам пришел на несколько лет. Не должны быть дети дома все это время сидеть", - считает Андрей Александрин, председатель национальной экспертной группы по инфекционному контролю.

Он поддерживает идею открытия школ в условиях введения мер безопасности и соблюдения социальной дистанции - температурный скрининг на входе в школу, недопуск больных детей и учителей, тестирование учителей.

Господин Александрин посетил недавно несколько школ и говорит, что не все вещи, которые там делают, ему нравятся. Например, использование многоразовых полотенец вместо одноразовых бумажных.

"Если бы в школах сделали нормальные качественные вентиляции, то уровень инфицирования не только коронавируса, а другими инфекционными заболеваниями снизился", - говорит эксперт.

Кроме этого Александрин говорит о важности эффективного клининга - влажной уборки, целью которого является убрать пыль и грязь. Дезинфекция контактных поверхностей, а не обработка химическими средствами всего вокруг, после чего у детей может появиться аллергия.

В то же время категорически против открытия школ в нынешних показателей заболевания Юрий Жигарев, кандидат медицинских наук и врач-инфекционист.

"Это самоубийство. Мы не должны начинать занятия с 1 сентября ни в школах, ни в вузах. Я понимаю все сложные моменты, которые с этим связаны, но то, что мы получим, перевесит все", - говорит эксперт.

По его словам, хотя, школьники в большинстве легко переносят коронавирусной болезни, и очень интенсивно ее распространяют.

"Дети очень мощным локомотивом этой эпидемиологической ситуации. Если они пойдут снова в школу, это может дать большой толчок к развитию эпидемии".

Кроме того, эксперт критикует идею смешанного сценария обучения, называя его нереальным в условиях переполненных школ и классов, потому что больше школ за месяц не появится.

"С точки зрения образования - это смешанная система имеет смысл. Но с точки зрения эпидситуации - достаточно раз прийти и заразиться. Принципиальной разницы не будет, ходят дети в школу раз в неделю или каждый день",
- говорит Жигарев.

Он советует понаблюдать за эпидситуацией в стране и, возможно, в октябре-ноябре вернуться к вопросу открытия школ.

По его словам, вряд ли за месяц лета ситуация с коронавируса в Украине кардинально изменится.

Если все будет онлайн?

Эксперты из сферы образования в один голос твердят, что продолжение дистанционного обучения в том виде, в котором оно было, повлияет на качество образования в Украине. И не в лучшую сторону.

То, что Украина технически не готова к такому обучению, признал недавно и президент Владимир Зеленский.

Во время карантина весной онлайн-уроки проводили только для 17,2% учащихся, чаще всего 41,2% учащихся присылали задания для самостоятельной работы, а видеоматериалы для уроков - 13%. Об этом рассказали школьники, принявших участие в опросе государственной службы качества образования Украины.

Миллионы детей смотрели уроки по телевидению и в Youtube Всеукраинской школы онлайн, которую организовали на волонтерских началах уже во время самого карантина. И для многих детей "учитель по телевизору" - это было чуть ли не единственный источник объяснений и информации.

Учителя в опросе рассказывали, что для взаимодействия с учениками чаще всего пользовались: Viber - 92,4%, google-инструментами - 53,6%; по электронной почте - 57%; Zoom - 28,4%.
 
Эти цифры вовсе не обнадеживающие, и продолжение такой тенденции будет иметь негативное влияние на образование, считает Анна Сидорук, руководитель образовательных проектов общественной союза "Освитория".

"Многие учителя не обладают инструментами дистанционного обучения. Отправить в вайбер параграфы - не дистанционное обучение! Однако, виновные в том вовсе не учителя, а устаревшая система педагогического образования, которая этому не учит. Далеко не все учителя и ученики имеют необходимые гаджеты и качественный интернет. Именно поэтому ЮНИСЕФ и ведущие мировые эксперты единодушны в том, что цифровое обучение усиливает социальное неравенство", - говорит Сидорук.

"Я не думаю, что это будет катастрофа, если дети еще несколько месяцев будут учиться онлайн, но если мы это дистанционное обучение улучшим", - говорит Инна Большакова, учительница с 20-летним стажем, тренер международного образовательного проекта.

По ее словам, сейчас здесь целый комплекс проблем - детей надо с кем-то оставлять, надо иметь гаджеты, интернет, ребенок должен сам структурировать свое время. То есть многие вещи, которые связаны не с сущностью, а с организацией процессов, и которые надо решать.

Также эксперты соглашаются, что дистанционная форма не работает для маленьких детей, которым нужен живой учитель.