Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Админреформа: прошли еще один этап

Админреформа: прошли еще один этап

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Админреформа: прошли еще один этап Перед уходом на каникулы Верховная Рада поделила Украину. 17 июля было принято постановление о ликвидации 490 районов и создании 136 новых.

Из них – 17 районов на временно оккупированной территории Крыма, Донецкой и Луганской областей. В тексте закона указано, что границы районов устанавливаются по внешней границе территорий сельских, поселковых, городских территориальных общин, входящих в состав соответствующего района. В ликвидированных районах больше не проводятся выборы местных депутатов. На временно оккупированных территориях выборы проведут после возвращения новосозданных районов под общую юрисдикцию Украины.
 
Означает ли это, что украинская власть отказывается от Минских соглашений, согласно которым местные выборы должны проводиться одновременно на всей территории Украины?
 
Районы делили согласно рекомендациям Минрегиона, в основу которых стандарт Евросоюза – расположение в пределах одной области, охват не менее 150 000 жителей, компактность и неразрывность территории. Центр района выбирали в такой последовательности: в первую очередь – города-областные центры, далее – города с населением по меньшей мере – 50 000 жителей. К районам отнесли громады, расположенные в 60-километровой зоне доступности от районного центра. Если громада была равноудаленной от двух или более райцентров, ее включали в тот район, чей райцентр был ближе к админцентру громады.
 
Неизвестно, правда, привлекалось ли к обсуждению местное самоуправление, но тем не менее страна около месяца живет с новыми укрупненными районами. При этом на местах мало понимают, как новшество влияет на повседневную жизнь. Куда, например, обращаться за справками, куда перечислять налоги, и вообще, зачем районы, если есть уже громады? Предлагаем разобраться вместе с назревшими вопросами.
 
Прежде всего, хорошая новость: жителям ликвидированных районов не придется менять паспорта. В то же время, зачем вообще заново делить районы? Что с прежними не так? По мнению, законодателей, прежнее деление оказалось устаревшим. Как выяснилось, «нарезка» советских времен со временем оказалась непропорциональной: изменились количество жителей, экономическая направленность, соотношение между сельским и городским населением и т.д. Например, в самом маленьком Полесском районе живет около 6000 жителей, а в самом крупном Харьковском – около 180 000. И проблема здесь в нижней отметке. Получается, госслужащим в малых районах недостаточно загрузки для работы, а также небольшой количественный состав населения не позволяет объективно «измерить» экономику района. Ну, так укрупняйте, изменяйте точечно, зачем такой большой огород городить?
 
Устаревшее районирование также, по мнению чиновников, не соответствует политической задаче государства. Во времена СССР в Западной Украине дробили районы, чтобы создать как можно больше партийных ячеек и легче управлять людьми и территориями. Сейчас тенденция другая: больше районов образуют во временно оккупированном Крыму (10) и частично оккупированных Донецкой, Луганской областях (по 8) – чтобы увеличить присутствие власти на этих территориях после деоккупации.
 
Что значит, держава должна «управлять территориями»? В противовес этому сомнительному утверждению следует отметить, что государство должно обслуживать граждан и громады, а не «управлять территориями». Видимо, те, кто это придумал, до сих пор прежней иерархической структуре (с которой они как бы борются): центральный аппарат – местные чиновники – мелкие чиновники – люди. На наш взгляд, вернее было бы так: люди как представители местного самоуправления принимают участие в управлении государством, а государство (в лице чиновника) обслуживает громады и людей.
 
Следующей причиной нового районирования стало дублирование полномочий районных органов и органов самоуправления созданных общин на одной территории. Так происходит, когда на всей территории района образована всего одна община – до нового разделения таких районов было 76 из 490. Например, ранее школы в маленьких селах содержал район – платил за коммунальные услуги, получал от государства образовательную субвенцию, выплачивал учителям зарплаты. Теперь каждая самодостаточная громада получает субвенцию и выплачивает зарплаты учителям – то есть уже не нуждается в опеке района. В несостоятельных громадах вопросами образования продолжают заниматься районы (с 1 января 2021года все школы в Украине должны перейти в собственность громад – ред.).
 
Теперь интересно, в связи с перераспределением районов, что в финансовом плане изменится для обычного человека? Все остается по-прежнему: громады на своей территории соберут 60% налога на доходы физлиц, 100% налога на недвижимость, 100% земельного налога и т.д., а также получат прямую образовательную субвенцию (средства на зарплату учителям). С деньгами в громады идут и полномочия, а из районов это вымывается. Эти территориальные единицы остаются, скорее, для государственной координации.
 
Так зачем тогда «перенарезать» районы, если громад с областным центром достаточно? Потому что район – это административно-территориальная единица для правительства, а не для граждан. Так власти легче организовывать работу различных структур на местах – судов, налоговой, соцзащиты, пенсионного фонда, полиции и т.д. Для граждан – громады, чтобы они из них ездили в райцентр, Только разница в том, что добирались они быстрей, теперь же, в связи с укрупнением – ехать будут дольше. В том числе и «скорые» - к ним, в глубинку. А с учетом качества проселочных дорог – еще и мучительней.
 
Не проще ли вместо районов создать равномерно распределенные по территории Украины ячейки предоставления государственных услуг? А самые-самые необходимые, например, банковские– пусть предоставляются непосредственно в громадах, поближе к людям. Однако инициаторы и сторонники нового районирования уверяют, что без районов никак нельзя. Должен же быть промежуточный уровень управления – от себя добавим: ручного. Вот и вся диджитализация, а также почти идеальное решение вопроса по окончательному уничтожению сел.
 
Образование, содержание центров предоставления административных и социальных услуг, а также другого коммунального имущества – берут на себя громады. В этих условиях чем же будут заниматься районные советы и районные госадминистрации? Райсоветы продолжат принимать решения, а РГА – их реализовывать. В частности, после 1 января 2021 – это социальная защита, государственные программы и координация различных органов вроде ГСЧС, полиции, лесхозов. Также райсоветы в теории будут поддерживать учреждения, которые громады не смогут взять себе на содержание. Это часть районных больниц, внешкольные учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы, детские дома, дома престарелых.
Главное, что теряет район после передачи полномочий громадам, – деньги, а именно 60% налога на доход физических лиц (НДФЛ), проживающих в пределах района. Вместо района они будут идти сразу в громады.
 
Районный бюджет в основном будет пополняться за счет коммунальных предприятий, которые остались на его балансе, и дотаций из государственного бюджета. Скорее всего, райсоветы со временем будут ликвидированы. В феврале 2020 года в малых районах произошло большое сокращение госслужащих, а это уже симптом.
 
Пока не определено, что будет со школами, больницами, домами культуры в ликвидированных районах, поскольку соответствующий законопроект еще не принят. Скорее всего, речь пойдет об автоматической передаче имущества. То есть большинство объектов просто изменят юридический статус – перейдут от района к громаде, на территории которой они физически расположены. Технические вопросы, какие именно объекты взять в свою собственность, районы с громадами порешают быстро. Имущество, на которое не будет спроса, – например, спортивная школа или большая районная больница, – может остаться у района или перейти на уровень области.
 
А останутся ли учреждения, пользующиеся спросом на местах? Или пожилому человеку таки придется ехать за справкой в «центр»? Может, и не придется, если человеку повезет жить в райцентре, который перестанет быть райцентром. Все центры предоставления админуслуг физически останутся на месте, но могут изменить свое подчинение. Ну а в противном случае, придется искать, где ближе.
 
Улучшить ситуацию с ЦНАП может законопроект, который уже прошел первое чтение. Он в частности обязывает органы местного самоуправления образовывать ЦНАП и размещать в громадах, которые не имеют ЦНАП, их отдаленные территориальные подразделения.
 
Складывается впечатление, что у нас в стране повозку пустили впереди лошади. Нужно сначала переформатировать все государственные органы, а затем – менять районы, но лучше – этого не делать, потому что жителям точно придется ездить в новые районные центры, чтобы оформлять услуги. Например, ту же субсидию, чтобы корректно назначили. В этом случае недостаточно просто сдать документы, а необходимо неоднократно интересоваться состоянием дела на этапе назначения, дополнительно доносить справки то с налоговой, то с газовой службы, то из коммунальных предприятий. Тем, кто проходил эти круги ада, можно не рассказывать. Сейчас это все в пределах одного районного центра, а потом для многих это может оказаться квестом с расстоянием как минимум в 50 километров вынужденной поездки.
 
Далее – что будет с районными судами, отделениями прокуратуры, пенсионного фонда? Пока они будут работать в обычном формате, но впоследствии им придется подстроиться под новое территориальное устройство. По пенсионному фонду: управление будет в райцентре, но его структурные подразделения будут в громадах.
 
Не забываем, что местные выборы 25 октября пройдут по новым правилам пока совсем непонятного районирования. В Украине будут избирать глав более тысячи громад, депутатов соответствующих сельских, поселковых и городских советов, депутатов более ста районных советов, депутатов 22 областных советов. К слову, неконтролируемый Крым пока разграничили только по районам, разделение на громады должно произойти после деоккупации. По остальной территории Украины физическое перераспределение районов начнется после местных выборов 25 октября. Райсоветы потеряют свои полномочия на следующий день после выборов – то есть 26 октября. РГА проработают до конца 2020 года, потому что на них расписаны бюджетные средства. Переходный период к новому районированию продлится полгода – с 1 января по 1 июля 2021 года. Да, кстати, что там с анонсированными Петром Порошенко префектами?

Тем не менее, после 25 октября реформа децентрализации не закончится. Произойдет всего лишь завершение реформы админтерустройства, которая является частью реформы децентрализации. Впереди еще много законодательных изменений – в Конституцию, в закон о местных государственных администрациях, ЦНАП, Бюджетный кодекс и т.д.
 
Мирослав БЫКОВ
 
Источник Позиция